помянуть умершего

В Православной традиции особые поминальные дни принято именовать «родительскими субботами». Почему их называют именно так, сколько особенных суббот насчитывается в церковном календаре и как помянуть умершего. Какие читать молитвы, как относиться к приметам и суевериям. Читайте об этом и о многом другом в нашей статье.

После ухода человека из этой земной жизни близкие переживают утрату, которую трудно чем либо восполнить. Но у православных людей есть возможность молиться за своих близких и говорить: «Царствия Небеснаго!», что является краткой молитвой о спасении души. Желая покойному «Царствия Небеснаго!» в словах и в молитвах, мы желаем ему самого главного — быть с Господом, а это и есть цель христианской жизни. Поэтому и существуют в православном календаре особые дни для вознесения молитв об усопших, которые называются «родительскими субботами».

Существует несколько версий того, почему такие субботы называются именно «родительскими». 

По одной из них название объясняется тем, что раньше словом «родители» называли не только мать и отца, но и всех предков, уже почивших.

Чтить память усопших друзей и родственников православным полагается в любое время и практически во все субботние дни, а также заказывать в храме обедни об упокоении. Но родительские субботы занимают среди дней памяти особое место, поскольку они связаны либо с особыми периодами церковного календаря, либо с важными датами истории и календаря гражданского.

В такие дни верующие посещают храмы, молятся за тех, кто их покинул, зажигают за них свечи, заказывают панихиду, а после службы едут на кладбище, чтобы поухаживать за могилой. Правильным будет в эти дни молиться не только о своих родных, но и обо всех ушедших. 

Ведь наши молитвы могут способствовать прощению грехов и в ином, Горнем мире, души умерших могут обрести мир и покой.

В народе существуют приметы и суеверия, связанные с переходом души в другой мир. Но православным христианам не следует в них верить. Иногда, покинувшего родственника или друга очень не хватает, люди не могут принять факт его отсутствия и начинают верить во всевозможные таинственные и необычные явления. Об этом расскажем чуть позже.

Какие дни установлены в православном календаре, когда мы можем помянуть умершего

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все эти дни имеют переходящую дату, кроме (9 мая и 11 сентября), о которых мы вам расскажем немного позже. 

  • Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота);
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста;
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста;
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста;
  • Радоница;
  • 9 мая — Поминовение усопших воинов;
  • 11 сентября — День памяти православных воинов;
  • Суббота Троицкая;
  • Суббота Димитриевская.

Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. 

Кроме родительских суббот бывают и другие особые дни поминовения умершего человека. Тогда молитвы родственников и близких людей особенно значимы.  Это происходит на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также годовщины.

Вселенская  родительская суббота

Чуть больше недели отделяет Мясопустную родительскую субботу от начала Великого поста.

После нее следует Масленица, а неделя перед этим называется Мясопустной.

В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

 Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Три родительские субботы Великого поста

Православная церковь установила три особых дня, чтобы помянуть умерших и не лишать их молитвы в дни Великого поста, когда главное литургическое поминовение усопших совершается реже. 

Заупокойные службы совершаются во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы Великого поста.

Радоница

Одной из частных родительских суббот является Радоница. Название «Радоница» произошло от слова «радость», а сам праздник — это тот случай, когда так называемая родительская суббота приходится совсем на другой день недели.  

А именно, на вторник, на девятый по счету день после того, как празднуется Пасха.

На Радоницу, как и в другие поминальные дни, принято  ходить в церковь, на кладбище, посещать могилы усопших, молиться за умерших, заказывать панихиду.

Пасхальная атмосфера в этот день проникнута какой-то особой надеждой на жизнь вечную и поэтому печаль о душах умерших становится светлой.

Радоница. «Проводы» (поминание) на Фоминой неделе в Малороссии, 1877.
Трутовский Константин Александрович, 28.01.(9.02).1826 Курск 17(29).03.1893 село Яковлевка,
Обоянский уезд, Курская губерния.

Родительские субботы в честь погибших воинов

Поминовение усопших воинов Церковь совершает ежегодно в одни и те же дни . 

9 мая совершается поминовение убитых воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. 

11 сентября  в день празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи совершается поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. 

Решение об этом было принято в далеком 1769 году, когда шла война России с Турцией и Польшей.

Вот как пишет в своей проповеди на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани Митрополит Антоний Сурожский: 

 «И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.» 

Троицкая родительская суббота

Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы.

В этот день также в храмах служится  особая вселенская панихида, про которую говорилось выше.

 Димитриевская родительская суббота

Надгробие князя Михаила Васильевича Волынского в
Ново-Иерусалимском монастыре г. Истры Московской области.
Волынские — русский дворянский род рюриковичей, родоначальником
которого был князь Дмитрий Михайлович Волынский-Боброк, в
ыехавший из Волыни в Москву и прославившийся в Куликовской битве 1380 г. 

Димитриевская родительская суббота связана с днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

 В истории этого дня содержится и упоминание о другом Дмитрии — Дмитрии Донском. Ведь после битвы на Куликовом поле ( 1380 г)  появилась такая традиция поминать в этот день сначала погибших воинов, а потом и всех усопших христиан. 

Какими молитвами можно помянуть умершего 

Накануне родительской субботы, вечером совершается специальная панихида — «парастас».

Сама родительская суббота тоже начинается с богослужения: сначала служится заупокойная Божественная литургия, а затем общая панихида.

Во время этих богослужений православные верующие просят не только за своих родственников и близких людей. Они молятся за всех умерших, особенно за тех, о ком больше некому помолиться. Можно передавать записки с именами тех, кого следует упомянуть во время молитвы.

Молятся в родительские субботы и во время посещения кладбища. Верующий человек может помянуть умершего любой молитвой о православном христианине или молитвой вдовы (вдовца), а также самостоятельно без священника прочитать любые другие молитвы. Составлен также специальный чин литии, которую обычный человек (не священник) может сам почитать дома или на кладбище. Приводим здесь текст этой литии.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Сла́­ва Те­бе́, Бо́­же наш, сла́­ва Те­бе́.

Ца­рю́ Не­бе́с­ный, Уте́­ши­те­лю, Душе́ и́с­ти­ны, И́же везде́ сый и вся ис­пол­ня́­яй, Со­кро́­ви­ще бла­ги́х и жи́з­ни По­да́­те­лю, прииди́ и все­ли́­ся в ны, и очи́с­ти ны от вся́­кия скве́р­ны, и спа­си́, Бла́же, ду́­ши на́­ша. (молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы)

Свя­ты́й Бо́­же, Свя­ты́й Кре́пкий, Свя­ты́й Безсме́ртный, по­ми́­луй нас. (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Пре­свя­та́я Тро́­ице, по­ми́­луй нас; Го́с­по­ди, очи́с­ти гре­хи́ на́­ша; Вла­ды́­ко, прости́ без­за­ко́­ния на́­ша; Свя­ты́й, посети́ и ис­це­ли́ не́­мо­щи на́­ша, и́ме­не Тво­его́ ра́­ди.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

О́т­че наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на не­бе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́­ви нам долги́ на́­ша, я́ко­же и мы оставля́ем должнико́м на́­шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но из­ба́­ви нас от лу­ка́­ва­го.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй. (12 раз)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́­гу на́­ше­му.

Псалом 90

Жи­вы́й в по́­мо­щи Вы́ш­ня­го, в кро́­ве Бо́­га Не­бе́с­на­го водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и При­бе́­жи­ще мое́, Бог мой, и упова́ю на Не­го́. Я́ко Той из­ба́­вит тя от се́­ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́­жи­ем обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от стра­ны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю те­бе́, к те­бе́ же не прибли́жится: оба́­че очи́­ма твои́ма смо́триши, и воз­дая́­ние гре́ш­ни­ков у́зриши. Я́ко Ты, Го́с­по­ди, упо­ва́­ние мое́, Вы́ш­ня­го положи́л еси́ при­бе́­жи­ще твое́. Не прии́дет к те­бе́ зло, и ра́на не прибли́жится те­ле­си́ тво­ему́. Я́ко а́н­ге­лом Сво­и́м запове́сть о те­бе́, сохрани́ти тя во всех путе́х тво­и́х. На ру­ка́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́­мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко по­зна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́р­би, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спа­се́­ние Мое́.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа, сла́­ва Те­бе́, Бо́­же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4-й:

Со ду́хи пра́­вед­ных сконча́вшихся, ду́­шу раба́ Тво­его́, Спа́­се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́з­ни, я́же у Те­бе́, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

В поко́ищи Тво­е́м, Го́с­по­ди, иде́­же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́­шу раба́ Тво­его́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху.

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́­шу раба́ Тво­его́ упоко́й.

И ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́с­тая и Непоро́чная Де́­во, Бо́­га без се́мени ро́жд­шая, мо­ли́ спас­ти́­ся душе́ его́.

Седа́лен, глас 5-й:

По­ко́й, Спа́­се наш, с пра́­вед­ны­ми раба́ Тво­его́, и се­го́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́ко­же есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

Конда́к, глас 8-й:

Со свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же несть бо­ле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная.

И́кос:

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый че­ло­ве́­ка, земни́и у́бо от зем­ли́ созда́хомся, и в зе́м­лю ту́южде по́йдем, я́ко­же повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́м­лю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное ры­да́­ние творя́ще песнь: алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа.

Досто́йно есть я́ко во­и́с­тин­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды), благослови́.

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Во блаже́нном успе́нии ве́чный по­ко́й по­да́ждь, Го́с­по­ди, усо́пшему рабу́ Тво­ему́ (и́мя), и со­тво­ри́ ему́ ве́ч­ную па́­мять.

Ве́ч­ная па́­мять. (три́жды)

Душа́ его́ во бла­ги́х водвори́тся, и па́­мять его́ в род и род.

Как правильно поминать усопших вне чина родительских суббот 

Помянуть умерших можно в любые другие дни, не только в родительские субботы. 

Еще одна важная традиция таких дней поминовения — это благотворительность. Православная традиция учит, что милостыня также может облегчить участь наших усопших.

 Кутия (коливо)

Помянуть умершего можно за трапезой, которую еще называют поминки. 

А традиционным блюдом на поминках является кутья. Кутья — это особая каша с символическим смыслом.  

Кутью готовят из разных видов круп, например, из пшеницы или из перловой, которые варятся так, чтобы зерна оставались целыми, но при этом мягкими и съедобными. В готовую кутью добавляют мед, орехи или сухофрукты.

Как поминать в церкви

В церкви есть особое место — Канун — это прямоугольный подсвечник со множеством гнезд для свечей, обычно в виде столика, с Распятием. На нем ставятся свечи о упокоении и полагаются приношения для поминовения усопших, кутья и другие продукты.

Традиция приносить продукты в церковь имеет для православных очень глубокий смысл. Раньше в такие дни верующие собирались в храмах и накрывали общий стол, чтобы вместе помянуть умерших. Кладут на канун обычно хлеб, крупы, овощи. Не принято приносить мясные продукты.

Приметы и суеверия

Есть суеверие, что нужно завешивать зеркала в доме, где умер человек. Многие думают, что душа после смерти блуждает по дому и увидев себя в зеркале, может навсегда там остаться. Но это утверждение противоречит православному вероучению. Душа не может нигде остаться из-за обстоятельств созданных другими людьми. То же можно отнести к остальным распространенным среди невоцерковленных людей приметам и суевериям. Приметы и суеверия не должны омрачать духовного пути настоящего христианина. Он может лишь молиться и надеяться на помощь Божию. Для этого мы ходим в храм, подаем записки, просим помянуть умершего на литургии и панихидах.