Казанская икона Божией Матери, образ святого Николая Чудотворца, Спас Нерукотворный… Близкие сердцу любого православного христианина образы. Неужели можно научиться писать их самостоятельно?
Да, если постичь секреты мастерства и делать это постепенно, шаг за шагом осваивая новые знания и навыки. С опытными учителями и кураторами «Русской Иконописной Школы» стать иконописцем может каждый. Для этого необязательно уметь рисовать, достаточно запастись терпением и приложить определенные усилия.
Техника и материалы иконописи
Святые образы пишутся на века, поэтому к выбору материалов иконописцы подходят особенно щепетильно. Здесь важно всё: степень просушки доски, материал, из которого она выполнена, качество ее грунтовки (левкаса). Старинные техники и традиции иконописи сохранили для нас особенные рецепты создания краски под названием темпера. Она получается при смешивании минеральных пигментов с яичным желтком. Секреты работы с этим красивым и долговечным материалом бережно хранит «Русская Иконописная Школа» и щедро делится ими со своими учениками.
Работы учеников «Русской Иконописной Школы» принимают участие в международных выставках! Подробнее прочитать об этом можно в статье.
Впрочем, писать иконы можно и маслом. Для тех, кто мечтает освоить технику создания образов при помощи красок на масляной основе, в «Русской Иконописной Школе» есть специальные курсы.
Помимо темперы и масла в своей работе иконописцы используют настоящее сусальное золото. При помощи специальной техники — творения — оно превращается в очень тонкий слой краски, которая затем переносится на икону для золотопробельного письма.
Инструменты иконописца: что такое цировка и для чего нужен подручник?
Основное «орудие» иконописца — это, конечно, кисть. Иконописные кисти изготавливаются вручную из волоса зверька под названием колонок. Эта кисть отлично проявляет себя в работе с темперой и маслом, она прочная, упругая и долго не осыпается. Инструмент из волоса колонка помогает создавать четкие, безупречные «живые» линии. Такая кисть подходит для каллиграфического письма и графических изображений.
Золочение иконы выполняется особой, широкой кистью. Она позволяет без особых затруднений подхватить и перенести листочек сусального золота на икону.
Подручник — это дощечка, которая кладется на доску и выполняет роль подставки под кисть руки. Это позволяет не держать кисть на весу в процессе работы и здорово облегчает процесс во время кропотливых и ответственных этапов создания образа, таких, как написание ликов.
Цировкой называют инструмент с острым наконечником, задача которого — процарапать изображение иконы на левкасе. Это нужно, чтобы изображение осталось на иконе и вы всегда могли видеть границы четко очерченных деталей.
Почему правильная техника выполнения иконы имеет большое значение?
Святой образ — это не украшение дома или другого помещения. Икона выступает хранительницей целого рода и очень часто передается по наследству. Если работа выполнена с соблюдением всех требований и техник, правильными инструментами и материалами — можно быть уверенным в том, что к ней будут обращать свои молитвы ваши далекие потомки.
Благодаря искусству иконописи, каждый из нас может оставить свой след в истории семьи, подарить своему роду источник молитвы, радости и утешения. О том, какие иконы должны быть в доме православного христианина и куда их следует ставить, можно прочитать в статье:
Если вы хотите узнать больше о том, что такое иконопись, как правильно выбрать инструменты и как создается икона — приходите на бесплатный вебинар «Русской Иконописной Школы»