Мы уже писали о нашей ученице, Светлане Бадиной. На ее долю выпало немало тяжелых испытаний, преодолеть которые помогла вера в Господа. По национальности Светлана — казашка, родители нарекли ее Сауле. Уже во взрослом возрасте она впервые перешагнула порог храма, приняла Крещение с именем Светлана.
Спустя некоторое время Светлана открыла для себя искусство иконописи и это был непростой путь, полный любви и стремления постичь красоту написания образов.
Знакомство с иконописью
«Когда я получила первый короб, то очень боялась начинать процесс написания иконы. Мне казалось, я испорчу материал и у меня ничего не получится», — вспоминает Светлана.
Опасения оказались не напрасными: при написании первого образа Светлана свела краску на ликах при вохрении и ей пришлось всё начать заново. Однако она не опустила руки и продолжила обучение. Конечно, не все шло гладко: то радужки глаз получались слишком большими, то лики на иконах становились похожи на казахов. С верой и молитвой Светлана вновь и вновь приступала к работе и результат не заставил себя ждать.
«Создание иконы — процесс особенный. Ты её любишь, даже если объективно видишь, что чужие работы совершеннее твоих. Ты понимаешь, что учишься, преодолеваешь и вот такие уроки — жизни и иконописи — бесценны», — делится Светлана.
Она вспоминает, как непросто было приступать к написанию образа Спас Нерукотворный. Перед глазами всплывали картины с прежними ошибками и сковывал страх неудачи. Доска для написания иконы казалась огромной: никогда до этого наша героиня не работала с такими размерами. Однако желание написать горячо любимый образ было настолько сильным, что помогло победить собственные сомнения. Светлана взяла кисть и нанесла первую линию. В процессе написания иконы она вспоминала свой дивный сон и впечатления от него.
Светлана берется за новую икону. Сон Светланы
Сон приснился ей во время болезни, сразу после принятия Святого Крещения. Во сне явился сам Господь, в красно-синих одеждах, они были необыкновенно глубокого, чистого цвета. Светлане особенно запомнилась одна деталь: по вороту у Спасителя была вышивка золотом в виде прямоугольного орнамента.
«Я ещё тогда подумала что это вышивка Божией Матери. Сам Господь был несказанно красив, как и пытаются Его изобразить все любящие Его художники и иконописцы. Очи Его источали любовь, и я поняла что Он всё простил, всё понимает, что Он – Отец. Господь протягивал ко мне руки, вся душа моя стремилась к Нему, но что-то не пускало меня. Словно веревками я была опутана грехами. Размышляя потом об этом я подумала что вот и основа будущих вечных мук: червь неумирающий – грех – не допускает к Богу, а огонь неугасающий – совесть, искра Бога в нас, желание Божественного общения — при лишении этой грубой телесной оболочки будет жечь невыносимо…» — вспоминает Светлана.
После пробуждения Светлана поняла, что ей очень хочется рассказать всему миру о Господе, о том, что Он существует и все мы должны к Нему стремиться. Но как это сделать? Тогда этот вопрос остался без ответа и вызвал ощущение собственного бессилия, невозможности выполнить эту миссию. Молиться Светлана не умела, но со временем перед ней открылась возможность реализовать внутренний порыв.
Именно в иконописи наша героиня увидела ответ на этот и многие другие вопросы. Ведь она может писать святые образы и через них помогать другим прийти к вере и Господу!
К работе над образом «Спас Нерукотворный» Светлана приступила после прохождения первого этапа обучения, когда уже приобрела определенный опыт. Она старалась максимально следовать урокам и никуда не торопиться. В выкраске фона иконы она использовала амазонит: местный камень, применяют для написания картин из каменной крошки. Крошку Светлана перетирала очень тщательно, но всё равно при высыхании она становилась белёсой. Светлана не отчаивалась, помнила слова Елены Александровны Стажук о том, что под лаковым покрытием результат будет выглядеть так же, как и под эмульсией. Под эмульсией результат радовал и после покрытия лаком тоже все получилось удачно. На разборе иконописных работ в Клубе «Русской Иконописной Школы» образ, написанный Светланой, получил положительные отзывы от кураторов и руководителя Школы.
Три иконы, написанные самостоятельно
Со временем Светлана Бадина достигла такого уровня мастерства, который позволил писать образы Богородицы и святых самостоятельно. После паломничества в Великий Новгород и Рязань, Светлана ощутила сильное желание написать икону Знамения Божией Матери. Она обратилась к Елене Александровне Стажук с вопросом, можно ли написать этот образ, опираясь на уроки и материалы по Казанской иконе Божией Матери. После получения утвердительного ответа, приступила к работе. Первые самостоятельные шаги давались с трудом, но Светлана привыкла не сдаваться и упорно шла вперед.
Много времени ушло на подбор фона для иконы. Она пробовала разные оттенки: от ярко желтого до нежно-персикового. Работа над фоном продолжалась до завершения написания образа. Не сразу получились одежды, хотя она их писала по урокам, с пробелами и лессировкой. Смущали грубые складки, которые отвлекали внимание от лика и эту проблему тоже удалось преодолеть. Светлана экспериментировала с красками: один из родственников, художник, потерявший зрение, подарил ей лазуритовую крошку. Результат получился красивый, но из-за крошки икону пришлось покрыть лаком 5 раз. Даже тщательная сушка не спасла от появления кракелюра на щеках. Светлана оставила икону просохнуть еще на месяц, а затем вернулась к образу. В итоге кракелюр под лаком почти незаметен, а икона удостоилась многочисленных похвал со стороны преподавателей и руководителей «Русской Иконописной Школы». По словам Светланы, положительная оценка ее труда, прогресса в работе — самый большой стимул двигаться дальше.
«Я так рада, когда меня хвалят, потому что в моем возрасте, когда во всем остальном регресс, любой прогресс — настоящее счастье. Конечно, бывает, что я боюсь не оправдать ожиданий, впереди мне предстоит мне золотопробельное письмо и я переживаю, что будет тяжело это освоить. Хотя я прекрасно понимаю, что работа с кистью — мой путь. Я же хотела в 18 лет в художественное поступать, но отец запретил. Сказал, что я должна, как и вся семья, быть врачом. Я послушалась тогда, а вот теперь понимаю, что если у человека в юности есть горячее желание стать, к примеру, художником — это знак и никуда от него не денешься. И чем раньше воплощается желание в жизнь — тем лучше. Но даже если и получится реализовать свои стремления в 48, 50 лет, как это получилось у меня — тоже хорошо!», — говорит Светлана.
Следующей самостоятельно написанной иконой для Светланы Бадиной стал образ мученика Вонифатия. Впервые Светлана увидела его на первой странице Акафиста мученику и мечтала иметь у себя такой образ задолго до того, как узнала о существовании «Русской Иконописной Школы». После прохождения обучения она написала его самостоятельно. Светлана говорит, что пусть образ и не такой идеальный, как на Акафисте, но он очень для нее дорог.
Икону мучеников Кирика и Иулитты Светлана тоже когда-то хотела купить или заказать. Этот образ практически невозможно найти в церковной лавке и Светлана молилась перед изображением, распечатанным на принтере. Когда вышел курс по мученице Татиане, Светлана сразу задумала написать на его основе долгожданную икону. Она писалась легко, как песня, и приносила радость. Для Светланы этот образ — особенный: ему молятся родители больных детей, а её дочка родилась с тяжелым заболеванием. Это испытание как и все жизненные трудности, не сломало, а напротив: привело к вере и служению людям. На эту тему Светлана даже написала стихотворение «Белые одежды»:
Так повелось что белые одежды
Подобно Ангелам избрали мы,
В служении своём храня надежду
Не запятнать исходной чистоты.
Все мы, кто служит людям — кормит, лечит,
Кто против смерти и всегда – за жизнь,
Кто сам сгорая ближним светит,
В спасении другого полагая смысл.
Откуда эта мудрость у творенья?
Кто лучшие порывы вдохновил?
Надеждой тайной высшего спасенья
Кто мысли наши одухотворил?
Животворящей Кровью на Кресте Распятый
Одежды нашего служенья убелил,
И разум жертвенный мы от Него приняли,
Небесным смыслом труд земной благословил.
Не только нас, но и безплотных силы
По образу служенья утвердил.
Мы выгораем, мы слабы, безкрылы…
Но нас поддерживают незримо сотни крыл!
За всякий дар мы на Суде ответим,
И возвратим Христу любой талант.
Но если на земле служитель светел,
То в Свете Невечернем вспыхнет – бриллиант!
Как сама блж. Матрона Московская помогала писать ее святой образ
Очень интересно рассказывает Светлана о своем опыте написания иконы святой Матроны Московской. Однажды с дочкой они были в Москве, проездом. Зашли поклониться мощам святой Матронушки. На удивление, очереди именно в этот момент почти не было. Когда Светлана с дочкой приложили к мощам святой и собирались уходить из храма, им протянули розочки: жёлтую и красную. Это было словно в знак благословения святой и по возвращению домой Светлана приступила к написанию образа. Работа давалась невероятно легко, бесподобно красивым получился нимб, который требует тщательной проработки и большой осторожности. Одно неловкое движение — получится скол и работа будет испорчена. Но все завершилось благополучно и написание иконы даже вдохновило Светлану на приобретение курса по орнаменту.
Кстати, в написании одежд святой Матроны Светлана очень хотела использовать малахит, она слышала, что его применяют в иконописи. Однако месторождения камня иссякли, поэтому его стоимость стала непомерно высока. Пытаясь подобрать похожий камень, Светлана изучила Кольскую палитру и открыла для себя амазонит. Он добывается в Апатитах, где проживает наша героиня. Камень имеет глубокий, благородный, зеленый цвет и очень красиво выглядит в работе. Встал вопрос: как растолочь камень, чтобы добиться нужного эффекта? Светлана взяла стакан с плоским дном, заточила его, обработала наждачной бумагой, получилось подобие куранта: профессиональной ступки для приготовления каменной крошки. В итоге Светлана добилась результата, который превзошел даже самые смелые ожидания. Это был бесподобно зеленый цвет, его трудно подобрать при помощи окиси хрома. Великолепный изумрудный оттенок стал настоящим украшением образа святой Матронушки.
Икона святой Матроны стала первой работой, которую она решилась отдать в храм. До этого все иконы она оставляла у себя дома или дарила маме и дочери. А после написания образа св. Матроны узнала, что в деревне Вяз Псковской области знакомый священник служит в небольшом и очень скромном храме. Светлана предложила оим в дар свою работу и теперь там ее очень ждут прихожане. А Светлана радуется, что перед написанным ее рукой образом люди будут молиться и он принесет им радость и утешение.
«Я очень благодарна святой Матроне Московской чудотворице. Она помогала людям при жизни, так и после смерти продолжает помогать, спасает души людей. Я очень рада, что я приобрела этот курс, он мне обошелся относительно недорого, во время акции я купила сразу несколько курсов и все никак не было времени приступить к написанию икон. А когда я все-таки начала писать, то сразу почувствовала, как легко мне все это дается: нет ни кракелюра, ни грубых ошибок. Я сама очень довольна результатом, поэтому решила отдать в храм эту икону с уверенностью, что она принесёт людям много добра и благости» — делится Светлана.
История о двух камушках и блаженном Фаддее Петрозаводском
Однажды курс «Русской Иконописной Школы» по созданию иконы «Ангел Златые Власы» темперой из тюбика вдохновил Светлану на написание образа местного, карельского святого. Как это произошло?
Курс предполагает самостоятельную подготовку досок учениками. Светлана впервые сама выбирала основу, придумывала способы нанесения левкаса. В процессе она поняла, что может самостоятельно подготовить любой подходящий материал для написания образа.
В доме у Светланы лежали два небольших камушка. Они были особенными, так как ранее находились на могиле святого, которого очень почитают в Карелии, где в тот момент проживала Светлана. Образ блаженного Фаддея Петрозаводского отлично подошел по размеру для нанесения на камушек. Светлана взяла за основу уроки написания образа «Ангел златые власы», самостоятельно сделала прорись иконы святого Фаддея и создала миниатюру, изобразив блаженного Фаддея на камушке. Самым сложным этапом, признается Светлана, стало нанесение надписи. Места для нее осталось очень мало и был большой соблазн нанести буквы фломастером или ручкой. Но Елена Александровна Стажук настояла, что надписи должны быть выполнены по всем правилам: кистью и краской и посоветовала потренироваться на бумаге писать мелкие буквы. Светлана прислушалась к совету и, спустя некоторое время, научилась каллиграфически выполнять надпись крошечными буквами.
Трудно было отдавать иконы
К слову, при выборе основы для написания образа «Ангел Златые Власы», Светлана купила в мебельном магазине доску большого размера, попросила брата распилить ее на шесть частей. После подготовки досок, на каждой из них Светлана написала образ «Ангел Златые Власы». Эти иконы вслед за образом святой Матронушки нашли себе новых владельцев. Два образа отправились в Казахстан, по одному — в Петрозаводск и Апатиты, а еще один образ теперь будет украшать храм в Псковской области, куда Светлана ранее отправила икону святой Матронушки.
«Не понимаю почему, но я с трудом расстаюсь с написанными мною иконами. Меня даже кураторы ругали, говорили, что надо делиться, отдавать, продавать. Им вторят другие ученики, которые также и дарят иконы и на заказ работают. У меня такого раньше не было, а сейчас дело сдвинулось с мёртвой точки. Надеюсь, что теперь буду делиться своими иконами, если Бог даст мне возможность дальше писать», — говорит Светлана Бадина.
Возможно, Светлана просто поверила в себя, ведь действительно прогресс в ее работах был налицо! Вот, к примеру, образ «Ангел Златые Власы», который она написала после нескольких попыток.
Елена Александровна Стажук и кураторы Школы высоко оценили эту работу и отметили большой прогресс в мастерстве прилежной ученицы.
История о том, как Феодоровская икона Божией Матери стала спасением и утешением в скорби
Однажды Светлана поехала паломничать в Кострому, поклониться Феодоровскому образу Божией Матери. Тогда-то впервые и прозвучал тревожный звоночек: мама, которая находилась в Апатитах, упала и сильно ударилась. Она очень испугалась, позвонила дочери, Светлана тоже переживала за последствия, но в тот раз, Слава Богу, всё обошлось. Из поездки Светлана привезла Феодоровский образ Богородицы, которому предстояло утешать обеих женщин в невероятно тяжелый период жизни.
Дело в том, что вскоре после поездки мама Светланы заболела. Причем ее состояние то ухудшалось, то улучшалось. Светлана заметила, что периоды ухудшения странным образом совпадали с моментами, в которые она приступала к написанию Феодоровской иконы Божией Матери и даже несколько раз «замораживала» процесс написания образа. Но от судьбы не уйдешь и однажды врачи озвучили причину недуга: онкология. Мама Светланы отчаянно боролась за жизнь, но, увы, болезнь оказалась сильнее. В тяжелые минуты мучений, мама Светланы молилась привезенному дочерью из паломнической поездки Феодоровскому образу Божией Матери. Мама скончалась. Сразу после ухода мамы Светлана возобновила работу над иконой Богородицы.
однажды врачи озвучили причину недуга: онкология.
«Я поняла, что Божия Матерь словно предупреждала меня, что это был знак. Мы же все равно все умрём и главное — не вся эта земная суета, а стремление попасть к Господу, в Царствие Небесное. Феодоровский образ Божией Матери был с нами весь этот тяжёлый, длительный период. Сейчас я понимаю, что все испытания даны нам во спасение и Богородица стремилась принести утешение, все время была рядом с нами. Кстати, мама при жизни слышать ничего не хотела про мои суеверия о странном совпадении ухудшения ее здоровья с написанием иконы. Она, хоть и поздно приняла Крещение, была за иконопись всей душой и относилась к написанию образов как к сакральному, священному процессу. Помню, приглашу ее посмотреть, как работа движется, она с каким-то детским, искренним любопытством посмотрит — и уходит из комнаты, со словами, что не хочет мешать. Словно действительно опасалась нарушить что-то незримое, недоступное человеческому глазу и пониманию», — вспоминает Светлана.
По словам Светланы, мама была чуть ли не единственным человеком, который поддерживал ее в написании икон. Как-то так вышло, что остальное окружение, даже подруги, с которыми вместе ходили в церковь, старались не замечать ее увлечения. То ли опасались, что Светлана возгордится, то ли сами завидовали ее успехам. Даже некоторые священники относились к просьбе благословить на написание икон с подозрением, мол, что ж ты там такое пишешь, покажи сначала. Доходило до того, что приходилось просить благословения у батюшки из церкви деревни Вяз по мессенджеру. И только мама терпеливо слушала, когда она делилась с ней своими печалями, неудачами. Когда ее обижали чужие сомнения людей, которые говорили, что нельзя, мол, по интернету учиться иконы писать. Мама всегда говорила: пиши, не слушай никого и пиши иконы. Эта поддержка очень помогала Светлане преодолевать чужие сомнения и собственные страхи.
«Сегодня я с удивлением вспоминаю время, когда не занималась иконописью. Это сейчас я не могу не писать образы, даже в паломнические поездки беру с собой доску, краски и вечерами пишу. А ведь когда-то на первые вебинары «Русской Иконописной Школы» я пришла из чистого любопытства, даже не думала, что начну писать иконы самостоятельно. Ничего в этой жизни не бывает напрасно или случайно. Если у человека есть любовь к хорошему, доброму делу, Господь всегда услышит и поможет найти правильный путь», — говорит Светлана Бадина.
Сейчас Светлана осваивает технику написания икон маслом. Не все дается сразу, но под чутким руководством опытного куратора и педагога Светланы Фролиной результат — радует. Светлана уверена, что в будущем сможет достичь уровня мастерства, который поможет создавать иконы маслом самостоятельно. Главное — никогда не сдаваться и искренне верить, что все получится!