С греческого языка слово «пост» переводится «не ем». По всей видимости, первоначально он и предполагал временный, но полный отказ от употребления любой пищи, а, зачастую, и воды. Пост, допускающий употребление воды и некоторых продуктов, назывался «стоянием». 

Еще в древности было замечено, что подобный, даже кратковременный акт приводит к немедленной мобилизации всех сил и способностей человека. Воины сознательно постились перед боем, вожди – перед принятием важного решения. В результате совершались героические поступки. То, что мы сегодня называем подвигом. Однако на самом деле, в основе слова «подвиг» – слово «двигаться». Имеется в виду двигаться, медленно или быстро, по пути к высшему достижению.

Пост в Православии и есть подвиг. Добровольный отказ от еды или исключение из рациона ряда продуктов приводит человеческий организм в состояние, наиболее способствующее движению души –  молитвенному сосредоточению, утончению чувств и повышению чуткости в восприятии  Слова Божия.

Вместе с тем ограничения в пище и развлечениях — это лишь внешняя, видимая часть поста. Настоящее его содержание – медленная и часто крайне тяжелая работа над собой, работа над пробуждением и освобождением Духа, задавленного страстями и вредными привычками.

«…Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании пищи…Истинный пост – есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления…»

Святитель Иоанн Златоуст

Великий пост

Великий пост – важнейший и самый продолжительный пост в Православии. Его цель – подготовка верующих, движущихся по пути духовного возрастания, к самому большому празднику – Дню Светлой Пасхи. Очистив разум, раскаявшись в совершенных проступках и простив обиды, мы открываем в себе новые источники жизненной силы и максимально приближаемся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Господь.

В основу Великого поста положено воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя страстная седмица установлена в память о последних днях его земной жизни, страданиях и казни.

Великий пост разделяется на два периода: Святой Четыредесятницы (первые сорок дней поста) и Страстной седмицы (неделя перед Пасхой). Всего – 48 дней.

«Христос в пустыне», 1872 год. Художник И.Крамский, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Это напряженное время для верующих, стремящихся к подвигу. Это не диета, не развлечение и не соревнование. Это даже не испытание силы воли. Это телесное и духовное очищение.

Икона «Святая Четыредесятница», XIV век, Синай

Учитывая, что пост, в первую очередь, представляет собой действие духовное, очевидно, что решение об участии в нем желательно и даже необходимо принимать, посоветовавшись со священником. Кроме того, очень важно во время поста находить в себе силы и время для посещения храма и участия в церковных богослужениях, в первую очередь – в Евхаристии,  таинстве Святого Причастия. Требуемое для этого усилие, в целом, не очень значительно. Но без него невозможно достижение истинной цели.

Основные определения

Изучая информацию о том, как питаться в Великий пост, мы сталкиваемся с некоторыми определениями, как бы понятными «по умолчанию», но не всегда до конца очевидными в реальности. Например, блюда – какие их них «постные», а какие «скоромные»? А еще – допустим ли алкоголь, можно ли есть мед или суши, а также шоколад и другие сладости, пить чай или кофе?

Необходимо помнить, что первоначально при  приготовлении постных блюд люди стремились не к оздоровлению организма, а к экономии (постная еда должна была быть значительно дешевле скоромной, при этом сэкономленные средства предполагалось раздавать неимущим). В наше время, например, не съеденные в пост деликатесы и десерты можно принести в детский дом, раздать больным или угостить не постящихся родственников.

Также в рецептах приветствовалась доступность продуктов, простота и быстрота приготовления (для того, чтобы не отвлекаться мыслями на бытовые мелочи).

Итак, постные блюда – это хлеб, овощи (свежие, вареные без масла и жира, а также соленые и квашеные), грибы, орехи и фрукты (в том числе сушеные).

К постным продуктам также относятся рыба, раки, крабы, креветки, моллюски, икра и другие морепродукты. Однако их употребление допустимо только в определенные дни. При этом важно учитывать наличие масла в составе соусов, сопровождающих практически все современные рыбные блюда.

Скоромными являются: мясо теплокровных животных и птицы (в том числе субпродукты – кожа, печень, легкие, сердце и другие), сливочное масло (в том числе топленое), яйца, молоко и молочные продукты (сыр, сметана, творог, кефир и другие), а также любая пища, приготовляемая с использованием растительных или животных жиров.

Употребление растительного масла в Великий пост допускается по субботам и воскресеньям,  также в праздники, на Благовещенье (7 апреля) и в пятый четверг поста, на Стояние Марии Египетской.

Есть еще термин «сухоядение». Он означает употребление сырой, не подвергаемой тепловой обработке пищи и является, в наше время, наиболее строгой формой поста. В дни сухоядения не допускаются чай, кофе, а также другие напитки, требующие приготовления.

Что касается сладостей, то мед, произведенный пчелами (не теплокровными животными) это постный продукт. Однако в составе сладкой выпечки, шоколада, конфет, мармелада могут содержаться скоромные яйца, молоко, желатин, сливки и сливочное масло. 

Крепкий алкоголь в Великий пост запрещен к употреблению, как средство к получению телесного удовольствия. Сухое красное вино допустимо в небольших количествах по субботам, воскресеньям и в праздники.

Друзья, мы видим, что Великий пост это действительно серьезное испытание. Тем более необходимо объективно оценить состояние своего здоровья и соизмерить силы. Для этого имеет смысл проконсультироваться с лечащим врачом и, разумеется, испросить благословления у духовного наставника.

Осознание неготовности соблюдать достаточно суровые ограничения уже после вступления в пост, может привести к психологической травме, глубокому разочарованию в себе и так называемому синдрому невыполненного обязательства. Возможно, хорошо поразмыслив и посоветовавшись со священником, целесообразно выбрать себе другой путь служения Богу. Например, ухаживать за больными, помогать неимущим, заниматься с детьми или просто убирать мусор с улиц… 

Одним из действенных способов сосредоточения на движении к возвышению духа и слиянию с Господом является собственноручное написание настоящей иконы. Ищущим свой путь к душевному миру и покою поможет «Русская иконописная школа».

Ее основателем и руководителем Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать,  шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. Ознакомиться с ней можно в ходе бесплатного вебинара.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учиться. Просто посетите наш вебинар.

Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, в короткое время сможет овладеть навыками, необходимыми для написания настоящей иконы. На вебинаре вы узнаете о методике обучения, инструментах и материалах, используемых иконописцами, ознакомитесь с работами наших многочисленных учеников, проживающих по всему миру.

Изучив иконопись в нашей школе, Вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков, родителей и других близких людей, что станет для них бесценным памятным подарком, а также послужит защитой для любого дома, любой семьи и каждого отдельного человека.

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.

Обратите внимание на нашу статью «Великий Пост: когда и как проходит, как поститься»