В Православной Церкви существует прекрасная традиция: Великим постом читать Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского. Именно этому молитвословию посвящены вечерние службы первых четырех дней Великого поста. Почему же именно этот канон выбран святыми отцами для вхождения в пост?

Содержание Канона

Великий Канон прп. Андрея Критского – очень объемное сочинение. По сути он состоит из четырех полноценных канонов – это около 250 тропарей (стихов). Весь текст пронизан одной главной мыслью – покаяние, которое является основой духовной жизни и без которого человек не может приблизиться к Богу и достичь Царства Небесного. Поэтому после каждого тропаря Великого Канона мы произносим припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

В тексте канона перед нами разворачивается вся Ветхозаветная история – от грехопадения первых людей, Адама и Евы, до пришествия на землю Спасителя. И все повествование пронизано глубочайшим покаянием и плачем о грехах. Причем повествование ведется от первого лица. Т.е. прп. Андрей как бы показывает нам в словах Великого Канона и свои личные чувства раскаяния перед Богом. И тем самым учит нас, какой внутренний настрой мы должны возрастить в себе, чтобы истинным покаянием очистить душу и обрести милость Божию.

Чтение Великого Покаянного Канона в самые первые дни Великого поста дает нам мощный толчок к подвигу поста и покаяния, создает глубокий внутренний настрой и вводит нас в правильное русло, как с наибольшей пользой для души пройти весь пост. Поэтому так необходимо нам бывать в эти дни на службах в храме или, если нет такой возможности, читать Великий Канон дома.

Поскольку этот Канон очень объемный, и осилить весь его сразу нам было бы очень тяжело, Церковь разделила его на четыре части. И на первой седмице Великого поста с понедельника по четверг каждый день читается только по одной части. Таким образом, за первые четыре дня мы прочитываем полностью весь Покаянный Великий Канон. Но когда пост с его длительными молитвами входит в привычку, на пятой седмице Великого поста на утрене четверга (служится в среду вечером) Великий Покаянный Канон прочитывается полностью – все четыре его части. Эта служба называется Стоянием прп. Марии Египетской в память о святой, которая долгие годы посвятила подвигу поста и отшельничества.

Кем же был прп. Андрей, создавший этот чудный канон? И почему он решил его написать?

На самом деле, Великий Покаянный Канон – лишь одно из многих сочинений прп. Андрея. Святой является создателем более семидесяти разных канонов, в том числе канонов главных византийских церковных праздников. Также перу св. Андрея принадлежат ряд гимнов и проповедей – «слов». Сочинял он и распевы, на которые исполнялись каноны.

Именно прп. Андрей Критский считается творцом самой формы состоящего из девяти Песней канона – своеобразного поэтического гимна. Такой канон стал признанным жанром церковной поэзии, сменив более древний кондак, бывший многострофной церковной поэмой.

Известно, что Великий Покаянный Канон прп. Андрея Критского изначально никак не был связан со временем Великого поста. Существует предположение, что прп. Андрей написал канон, испытывая глубокое раскаяние за свое участие в лжесоборе 712 г. Под давлением впавшего в ересь императора участники этого собора подписали документ, осуждающий решения VI Вселенского Собора. А спустя всего год, когда император сменился, все они раскаялись и подписали документы Вселенского Собора. Но неприятный след в душе прп. Андрея, видимо, остался, что и привело святого к созданию Великого Покаянного Канона. И верующие в течение многих веков учатся истинному покаянию по его проникновенным словам.

Чтение Великого Канона за богослужением

Сейчас Великий Покаянный Канон кажется нам очень длинным. Но на самом деле, богослужения того времени длились намного дольше, чем в наши дни. И Великий Канон далеко не самый объемный труд, вышедший из-под пера прп. Андрея Критского. К слову, Шестопсалмие стало входить в церковный обиход только в VII в., как раз в те годы, когда св. Андрей начал проповедовать. Прежде же за богослужением Псалтирь читалась полностью.

С пришествием христианства на Русь в нашей церкви сперва придерживались Студийского устава, согласно которому Великий Покаянный Канон прп. Андрея Критского пелся на 5-й седмице Великого поста. При этом на службе его могли петь как полностью, так и по частям.

Но в XIV в. Русская Православная Церковь перешла на Иерусалимский устав, в котором традиция предусматривала пение Великого Канона по частям на первой седмице. А позднее вернулось и его пение на пятой седмице. Именно так в наши дни и совершается чтение Великого Покаянного Канона прп. Андрея Критского в дни Великого поста.

«Русская Иконописная Школа» желает вам с большой пользой для души провести Великий пост. Чтобы в период поста регулярно напитываться духовной пищей, узнавать больше о православии, церковной культуре и иконописи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал https://t.me/elena_icon

Будем возрастать духовно вместе!