В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает крайне важное событие. После периода отрицания икон и гонений на иконопочитателей, сотрясавшего Церковь в VIII-IX веках и длившегося более 100 лет, была окончательно утверждена практика почитания икон. В честь этого события Церковь установила особый праздник — Торжество Православия.

Почему же так важен для всех нас этот день?

Первый период иконоборчества длился с 726 по 787 год. Иконоборческие споры стали серьезным испытанием для Церкви, и отголоски борьбы за почитание икон слышны в Церкви и в наши дни. Иконоборчество явилось одной из самых страшных ересей, т.к. оно искажало самые основы христианства и сопровождалось жесточайшей борьбой с жертвами с обеих сторон. 

Главным аргументом иконоборцев был запрет Ветхого Завета на изображение твари, данный Богом через Моисея. У этого запрета была только одна цель: не допустить избранный народ до поклонения твари вместо Творца: «Да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20, 5; Второз. 5, 9)». И из-за него ветхозаветная Божественная проповедь могла доноситься до верующих только через Священное Писание и Священное Предание.  Новый же Завет провозгласил неотделимость слова от образа. Апостолы видели своими глазами все то, что в Ветхом Завете было лишь предсказано в символах.

В ответ иконоборцам, отрицавшим иконы именно на основании ветхозаветного запрета и смешивавшим христианский образ с идолом прп. Иоанн Дамаскин написал свои знаменитые «Слова в защиту святых икон», в которых святой с особой ясностью выразил учение Церкви об образе и ее отношение к ветхозаветному запрету: «Апостолы телесным образом видели Христа, видели Его страдания, Его чудеса и слышали Его слова. […] А созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества».

Именно такое понимание иконы решило исход иконоборческого спора. И действительно, к середине IX в. в тяжелой борьбе Церковь уже приняла твердое отношение к иконам как к исповеданию в образе, как к тому, что являет веру через изображение. К иконам больше не относились просто как к виду изобразительного искусства. Т.е. Церковь ясно утвердила, что вера может быть исповедана в слове, как Символ веры, а может быть явлена в иконе.

Итогом этой борьбы стала организация VII Вселенского Собора, который прошел в 787 г. в г. Никее. Он был собран стараниями императрицы Ирины и патриарха Тарасия. И именно на этом Соборе был окончательно утвержден догмат об иконопочитании.

Но, к сожалению, VII Вселенский Собор не уничтожил ересь до конца, и иконоборческие волнения продолжали вспыхивать местами, нарушая мир в Церкви. 

В 842 г. умер император-иконоборец Феофил, и поскольку его сыну и наследнику Михаилу III на тот момент было всего 3 года, фактически править стала супруга Феофила императрица Феодора. Именно по ее инициативе был созван Поместный собор в г. Константинополе, на котором состоялась окончательная победа над иконоборцами и который завершил второй период иконоборчества – 813-843 годов.

11 марта (по другим сведениям — 19 февраля) 843 года в первое воскресенье Великого поста императрица Феодора с сыном Михаилом и патриарх Мефодий со многими священниками и архиереями при большом стечении народа совершили молебен перед чтимой иконой Пресвятой Богородицы и торжественный Крестный ход. Во время молебна прославлялись и благословлялись почитатели святых икон, иконоборцы же были преданы анафеме.

Именно это событие послужило началом ежегодного празднования Торжества Православия.

В этот день во всех православных храмах служится Особый чин Торжества Православия. Этот чин сложился в Церкви примерно к XI веку. В нем провозглашается победа Православия над всеми ересями и произносится анафема тем, кто совершил тягчайшие грехи против Бога и Церкви – такие как хула на Бога, предательство веры, ересь, насмешка и надругательство над святынями и др. Также в этом чине утверждается согласное учению Церкви истинное прославление Господа.

Иконография праздника Торжества Православия

Это одна из старейших дошедших до нас икон «Торжество Православия». Она датируется XIV веком и хранится в Британском музее.

 

Икона визуально разделена на две части – верхнюю и нижнюю. В центре верхней части расположен образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, стоящий на покрытом алой с золотым узором тканью престоле. Икону Божией Матери с двух сторон поддерживают два ангела. 

Слева от иконы Одигитрии стоят Императрица Феодора с сыном Михаилом, а справа – патриарх Мефодий с преподобным Феодором Студитом и другими подвижниками, много потрудившимися в защите почитания икон.

В нижней части образа мы можем видеть других известных защитников иконопочитания. Определить удалось не всех, но среди них слева мученица Феодосия с иконой Христа Еммануила в руках, затем три неких монаха. В центре – святые Феофан Сигрианский и Стефан Новый, держащие икону Христа. Далее в левой части — в белом епископском облачении святитель Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, за ним – братья Феодор и Феофан Начертанные.

Все эти святые послужили утверждению Торжества Православия. Также считается, что они олицетворяют собой всех праведников, которые отстояли почитание святых икон.

На других иконах Праздника Торжества Православия мы видим повторение описанного выше сюжета, в том числе с небольшими вариациями, например, с большим числом святых – защитников иконопочитания.

«Торжество православия». Икона. 1550—1575. Музей Бенаки, Афины 

«Русская Иконописная Школа» желает вам с большой пользой для души провести Великий пост. Чтобы в период поста регулярно напитываться духовной пищей, узнавать больше о Православии, церковной культуре и иконописи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал https://t.me/elena_icon