День святых апостолов Петра и Павла отмечается Церковью 12 июля. В этот день заканчивается Петров пост.  Праздник Петра и Павла назван в честь первоверховных  апостолов, которые проповедовали христианство по всему миру. За свое исповедничество истинной веры они приняли мученическую смерть. 

Краткое житие святых, иконография и молитва Петру и Павлу в этом материале “Русской Иконописной Школы”.

Икона святых апостолов Петра и
Павла. XII в. из церкви апостола
Петра и Павла в Белозерске.
В настоящее время находится
в коллекции Государственного
Русского музея в Санкт-Петербурге. 

Житие святых апостолов Петра и Павла

О событиях жизни святых Петра и Павла рассказывают Деяния святых апостолов, послания апостола Павла, Соборные послания апостола Петра, а также апокрифическая литература. Об апостоле Петре мы многое узнаем из четырех Евангелий.

Петр и Павел – два столпа веры, два разных характера, два разных пути следования за Господом, два вдохновенных проповедника, два мученика Христовых.

Апостол Петр – верный и горячо преданный ученик Христа с самого начала Его выхода на общественное служение, старший брат апостола Андрея Первозванного, до своего призвания вместе с братом был простым рыбаком. Именно Петр первым из учеников исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божиим, за что был удостоен называться Петром, что означает Камень, и на этой Петровой вере Господь обещал создать Свою Церковь, которую не одолеют врата ада.

“Апостол Петр” – икона
Обонежской школы XIV века.

Петр удостоился быть на горе Фавор и видеть преображение Христа, а также быть свидетелем многих великих чудес, которые совершил Иисус. Тем не менее, перед распятием Господа, Петр трижды отрекся от своего Учителя, в чем в дальнейшем глубоко раскаялся и был восстановлен в апостольском звании Воскресшим Христом, став пламенным проповедником Его Воскресения.

 Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии, укрепляя их в вере.

Свою жизнь апостол Петр закончил в Риме, где за проповедь Евангелия претерпел мученическую смерть, будучи распят вниз головой по его собственной просьбе, так как не считал себя достойным быть распятым тем же образом, как его Учитель и Господь. Произошло это в 67 году.

Апостол Павел. Иконописец Андрей Рублев

Это погруженный в глубокую думу герой. В его руках находится книга (изображение было утеряно со временем), как символ мудрости и знания, а главное – проповеди христианства и свидетельство большого количества текстов Нового Завета им написанных.

Апостол Павел – из богатой и знатной семьи, ученик известного иудейского учителя Гамалиила, книжник и фарисей, ревнитель закона и отеческих преданий, жестоко гнавший Церковь Божию, пока не был призван самим Господом Иисусом Христом к апостольскому служению. До своего обращения носил имя Савл. 

После обращения и крещения стал горячим и бесстрашным проповедником веры в Воскресшего Господа Иисуса Христа. Он основал христианские Церкви в Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции, Римской империи и написал 14 посланий, которые включены в Новый Завет. Совершая апостольское служение, Павел претерпел много испытаний, скорбей и искушений, не раз был арестован. После последнего заключения принял мученическую смерть от меча как римский гражданин. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.

Традиция праздника

Появление церковной традиции совместного совершения в один день памяти апостолов Петра и Павла, именуя их первоверховными, связывают с днем перенесения их мощей в Риме. Оно состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. Упоминания о дне памяти первоверховных апостолов Петра и Павла восходят к IV веку. 

День 12 июля стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла.

 «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

Блаженный Августин.

Храмы и иконы первоверховным апостолам

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи – Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов.

Достаточно разнообразна иконография этих святых. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Петр с петухом», «Взятие Петра под стражу», «Казнь апостола Павла».

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства, символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: 

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода не известны нам.

На энкаустической иконе апостола Петра из монастыря св. Екатерины на Синае (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов. Большие глаза, характерные обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов — черты, ясно свидетельствующие, что перед нами именно апостол Петр. Даже если бы художник не изобразил связку ключей в руке апостола, трудно было бы ошибиться. Интересной деталью этого образа является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох, — это и знак  мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви — стада Христова.

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов: они были казнены в одну и ту же дату — апостол Павел ровно через год после апостола Петра. 

Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные. Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым.

Молитва Петру и Павлу 

Предлагаем вам молитвы славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу.

Тропарь, глас 4

Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 2

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Перевод: Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Молитва первоверховным апостолам Петру и Павлу

О, пресла́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, ду́ши за Христа́ преда́вшии и кро́вию ва́шею па́жить Его́ удобри́вшии! Услы́шите чад ва́ших моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми я́коже ту́чами обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О си́льнии! Понеси́те не́мощи на́ша, не отлуча́йтеся ду́хом от нас, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием ва́шим нас защити́те, да поми́лует Госпо́дь всех нас моли́тв ва́ших ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же честь, и сла́ва, и благодаре́ние, и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Узнать больше информации о православных праздниках, святых, и об иконописи, прикоснуться к атмосфере создания образов и самостоятельно написать икону,  вы можете в «Русской Иконописной Школе». Благодаря авторской методике, научиться иконописи может каждый.