«…звезда от звезды разнится во славе…»

Св. Петр
Первое послание коринфянам, гл. 15, ст. 41

Нередко можно встретиться с сомнениями об уместности пятиконечной звезды на православной иконе. Порой о ней говорят как о символе черной магии и эмблеме сатаны. У многих возникают вопросы подобного рода: «Почему на фасаде Казанского собора в Санкт-Петербурге изображены масонские символы?».

В поиске ответов можно уткнутся в стену праздных и иногда безграмотных рассуждений.

За два тысячелетия в православном искусстве сложилась сложная система образов и символов, где каждая деталь имеет особое значение. И сегодня мы поговорим о звездах, о различиях между ними, об истории появления звезд на русской иконе и их духовном и светском содержании.

Первоначальное предназначение иконописи – оказание помощи в постижении Святого  писания людям, не умеющим читать. Отсюда следует, что знаки и символы, изображенные на иконах, уже были им знакомы, понятны без длительных объяснений, легко сопоставлялись с сюжетами из Библии и другими христианскими текстами, что способствовало быстрому запоминанию. 

Нарисованные звезды, как упрощенное изображение небесных тел, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Однако люди видели их по разному, отличая по форме, размерам и числу лучей. Это позволяло наполнять звезды различными смыслами, от буквального бытового до глубокого духовного. Даже переходя на икону, своды или купол храма, они сохраняли за собой довольно широкий диапазон толкования.

Треугольная звезда

Итак, начнем с самой простой формы, с треугольной звезды, принимая каждый ее угол за луч. Треугольная звезда  — один из раннехристианских символов Святой Троицы. Вместе с вписанным изображением глаза она составляет эмблему, так называемого, «всевидящего ока» – символа непрестанного проявления в мире воли Божией. Христианское содержание символа основано на 18-м стихе 32-го Псалма Давида: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

Изображение треугольной звезды на медалях участников Отечественной войны 1812 года
Изображение треугольной звезды на медалях участников Отечественной войны 1812 года

Эмблема пришла в Россию из западного христианства в эпоху императоров Павла I  и Александра I (1796 —1825 гг.) Она активно  использовалась в оформлении православных храмов и светских зданий, а также орденов и медалей, которыми награждались участники Отечественной войны 1812—1814 годов.

Нередко «всевидящее око» связывают с мистической практикой масонов. В их терминологии эмблема называется «лучезарной дельтой». Она символизирует «великого архитектора вселенной», наблюдающего за работой  «вольных каменщиков».

Вместе с тем известно, что движение масонов зародилось в Европе в конце XVI – начале XVII века, а первое упоминание «лучезарной дельты» как масонского символа относится к 1772 году. Изображение же «всевидящего ока» можно увидеть в христианских храмах, построенных задолго до этого времени.

Одно из них расположено на фронтоне собора Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед на Святой горе Афон, построенном в Х веке и не имеющим к масонству никакого отношения. Очевидно, что треугольная звезда пришла в символику христианства не от масонов, а именно они позаимствовали ее для своих целей.

Изображение «всевидящего ока» на фронтоне главного храма монастыря Ватопед на Святой горе Афон, X  век, Греция

Четырехлучевая звезда

Четырехлучевая звезда сходна по форме с крестом. В случае вертикального и горизонтального расположения лучей это, в широком и не только христианском смысле,  символ света в окружении тьмы, путеводная звезда-ориентир. В европейском христианском искусстве она используется нечасто, однако представляет собой элемент символики организаций, деятельность которых связана с обеспечением безопасности. Кроме того, четырехлучевая звезда в некоторых случаях служит основой для военных орденов и гражданских наградных знаков.

В Православии четырехлучевая звезда – символ четырех Евангелистов,  это число устойчивости земного мира, который стоит Словом Евангельским.  При этом вертикально-горизонтальный и диагональный варианты звезды могут использоваться как по отдельности, так и вместе. В последнем случае они могут восприниматься как одна, но уже восьмилучевая звезда.

Икона Божией Матери «Неопалимая купина», конец XVI века, Государственный музей-заповедник «Коломенское», г. Москва, Россия.

Иконография Богоматери Неопалимой купины сформировалась на основе текста книги «Исход», где Пророк Моисей описывает явление ему купины – объятого пламенем, но не сгарающего тернового куста.

На каждом из четырех лучей диагональной звезды изображены символы Святых Евангелистов: Матфея — Ангел, Марка — Лев, Луки — Телец, Иоанна — Орел

Икона «Спас в силах», вторая половина XVI века, Государственная Третьяковская галерея,  г. Москва, Россия.

В русской иконописной традиции именно четырехлучевая звезда, преимущественно в диагональном варианте, связывается со «всевидящим оком». 

Икона «Всевидящее око Божие», XIX век, Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург, Россия

Пятиконечная звезда

Пятиконечная или пятилучевая звезда – один из наиболее неоднозначно воспринимаемых символов. Древний по происхождению и распространенный на обширной территории, он получил самобытное смысловое содержание в разные исторические периоды у разных культур.

В письменности древнего Шумера пятиконечная звезда, или «пентаграмма», означала небольшое помещение, нишу в стене или углубление в земле.

В Вавилоне пятиконечную звезду изображали на печатях, дверях жилищ и хранилищ в качестве оберега от злых сил. 

Последователи греческого ученого Пифагора называли звезду «пентальфа», что означает пять букв «альфа» – пять первичных, взаимосвязанных элементов вселенной – огня, воды, воздуха, земли и эфира.

Пентаграмма считается и символом Пятикнижия – пяти библейских книг пророка Моисея, которые равно почитаются как христианами, так и иудеями.

Пять лучей звезды напоминают о пяти ранах на теле Иисуса Христа, распятого и убитого на кресте.

Кроме того, пять лучей указывают на правильное положение пальцев правой руки во время совершения крестного знамения. Сжатые большой, указательный и средний пальцы символизируют неразделимое единство Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец означают единство человеческого и божественного начал в Иисусе Христе.

Пятиконечную звезду можно увидеть в орнаментах, на одеяниях, а также в кованых и резных украшениях православных храмов.

Пятиконечная звезда над храмом Рождества Христова в г. Вифлеем, Палестина

В русской иконописной традиции пятиконечная звезда, ориентированная одним из лучей вниз – от Небес в земной мир, чаще всего символизирует так называемый Фаворский свет –  визуальное проявление Божественной энергии в момент Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Но Фаворский свет может изображаться и с другим числом лучей – от трех до нескольких десятков.

Икона «Преображение Господне», вторая половина XVI века, Архангельский музей изобразительных искусств, г. Архангельск, Россия

Негативное отношение к пятиконечной звезде в современной России связано с периодом, когда в силу политических причин вся русская и православная история ставилась под сомнение, подвергалась пересмотру, высмеиванию или искажению. Цель – изменение сознания российского человека и постепенное формирование в нем ложных идеологических установок, необходимых для победы над ним.

Частично это удалось. Красный цвет и пятиконечная звезда потеряли в глазах россиян свое христианское позитивное содержание. В новых условиях им приписывается значение абсолютной, ничем не ограниченной власти и атрибутов сатанизма.

Начиная со средних веков и до настоящего времени в Западной Европе существуют и пользуются серьезным влиянием разного рода мистические и оккультные сообщества. И пятиконечная звезда в их представлении – знак интеллектуального превосходства и тайного могущества. Они часто используют ее в своих книгах, вписывая в лучи все, что графически можно разделить на число «пять».

Именно документы тайных обществ стали источником перехода пентаграммы в символику Европейского союза, Соединенных штатов Америки, а также других государств и организаций. Но к истории России и Православия это не имеет никакого отношения.

Пятиконечная звезда на дореволюционной российской рождественской открытке

Шестиконечная звезда

Шестиконечная звезда, или гексаграмма, – один из самых распространенных в мире религиозных и политических символов. Его древнейшее толкование – соединение мужского и женского начал в переплетении или наложении двух равносторонних треугольников. В христианском  богословии она часто трактуется как символ шести дней сотворения мира.

С древности гексаграмма широко использовалась у многих народов в качестве декоративного элемента при изготовлении украшений, амулетов, оружия, домашней и храмовой утвари, одежды, печатей, а также в оформлении рукописей и в других случаях. В классической европейской геральдике она изображалась на зданиях, гербах и знаменах – практически везде, где надо было изобразить звезду.

Фрагмент мозаичного пола в монастыре Святого Евфимия Великого, VIII век, Израиль

Так гексаграмма попала на гербы русских дворянских родов Шереметьевых, Тургеневых, Корсаковых, Гончаровых и других. В русской геральдике она означала «символ гражданской славы, благородных и возвышенных устремлений, упорства в достижении цели».

Причины, обоснование и временной период превращения гексаграммы в символ ветхозаветного царя Иудеи и Израиля Давида точно неизвестны. Однако уже в XIII-XIV  веках в Европе шестиконечная звезда становится непременным украшением зданий синагог.

Окончательно закрепил национальную и религиозную принадлежность шестиконечной звезды император Священной Римской империи Карл IV. В 1354 году он даровал еврейской общине г. Прага привилегию иметь собственные флаг и печать. Выбранная для этих атрибутов звезда Давида является официальной эмблемой еврейской общности и государственности и в настоящее время.

Вместе с тем в Европе и в западных областях дореволюционной России шестиконечную звезду часто отождествляли с Вифлеемской звездой и изображали открытках, посвященных Рождеству Христову.

 Шестиконечная звезда на дореволюционной российской рождественской открытке

В период Реформации и в эпоху Просвещения шестиконечный вариант Вифлеемской звезды стал эмблемой нескольких европейских христианских движений и обществ, более политических, чем религиозных. Придя в Новый Свет, их последователи включили гексаграмму, составленную из тринадцати пятиконечных звезд в окружении облака, в государственный герб Соединенных Штатов Америки.

Шестиконечная звезда на государственном гербе США

Восьмилучевая звезда

Восьмилучевая звезда наиболее часто по сравнению с другими формами звезд встречается в православной иконографии.

Правильный восьмиугольник, образованный наложением двух квадратов, в XIV-XVII веках использовался в случаях, когда надо было обозначить присутствие Бога Отца. Чаще всего он изображался в виде нимба над головой Бога Саваофа на иконах «Новозаветная Троица» — «Отечество» и «Сопрестолие». Эти иконы были распространены преимущественно на севере России и  запрещены Большим Московским собором 1667 года.

Икона «Отечество», около 1654 года, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Ярославль, Россия

Три звезды на одеждах Божией Матери – одна на челе и две на плечах,  указывают на приснодевство Богородицы – до рождества, в рождестве и после рождества Христова. Чаще всего у этих звезд восемь лучей. Но в разное время и в разных странах их писали по своему. Они могут иметь и пять, и восемь, и двенадцать лучей. А на самых древних иконах на мафории Богородицы вместо звезд могут быть изображены кресты и золотые диски.

Владимирская икона Божьей Матери, первая половина XII века, Государственная

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда широко известна благодаря своим изображениям на мозаиках, фресках, иконах и картинах, посвященных поклонению волхвов младенцу Иисусу Христу как новому Царю Иудейскому и Спасителю мира.

Она получила название от города  Вифлеем и впервые упоминается в Евангелии от Матфея. Появление на небе звезды, сияние которой было видно даже днем, известило волхвов о рождении  Иисуса и привело их к пристанищу Святого Семейства.

Точное количество лучей Вифлеемской звезды ни в Евангелии, ни в других источниках не указывается. В IV веке над местом Рождества Христова был построен храм. В его убранстве имеются изображения звезд и с пятью, и с шестью, и с восемью, и с двенадцатью лучами. У самой известной из них  – четырнадцать лучей, которые символизируют четырнадцать остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме.

В русском православном искусстве предпочтение традиционно отдается восьмилучевому варианту.  Именно такие звезды чаще всего украшают купола и кресты православных храмов.

Вифлеемская звезда на куполе Свято-Троицкого храма в г. Санкт-Петербург, Россия

Однако, как мы уже говорили,  другие варианты не исключаются. Следует только отметить, что согласно геральдическим правилам, звезда с числом лучей более 16-и уже называется «солнцем»  

Двенадцатилучевая Вифлеемская звезда в настенной росписи «Богородица с Иисусом и пророком Исаией», около II века, катакомбы Присциллы, г. Рим, Италия

Господь «…исчисляет количество звезд; всех из называет именами их…»

Псалом 146, ст. 4

Как видите ни одна из звезд не противоречит нормам, принятым в православной иконописной традиции. Если символ, который изображен на иконе не совсем вписывается в понятные и приемлемые для восприятия  формы, то можно вспомнить о том, что христианскому искусству уже более двух тысяч лет. В своем развитии оно прошло через разные исторические периоды и события.

Узнать больше об истории православия и христианской символике можно в “Русской Иконописной Школе”. Просто приходите на наш бесплатный вебинар.