Сегодня 5 сентября. Совсем недавно Церковь праздновала Успение Пресвятой Богородицы. Но вот спустя 8 дней, открывая Православный календарь, мы снова видим этот праздник. Почему?

Отдание — это последний день празднования двунадесятых праздников и Пасхи. Успение – это как раз двунадесятый праздник.

В этот день на Литургии особо торжественные песнопения и молитвы, которые полностью повторяют богослужебный устав самого праздника. И попав на такую службу, человек снова вспоминает этот особый день.

Практика отдания праздников в церковном богослужении появилась приблизительно в IV веке. Но на самом деле об этой традиции мы находим записи даже в Ветхом Завете! «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте…» (Числ. 29:35). Помимо Книги Чисел об этом мы можем прочесть в следующих отрывках: Лев. 23:34-36; 2Пар. 7:8-9.

Изучать историю Церкви, жития святых и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.

Традиция праздновать большие праздники 8 дней имеет глубокий смысл. Считается, что от сотворения мира мы живем сейчас в “седьмом дне”, а «восьмой» наступит после Второго пришествия Христа. Поэтому, возможность вновь прикоснуться и пережить духовную радость праздника вселяет в нас надежду на воскресение из мертвых. 

Вот что говорил митрополит Антоний Сурожский об Отдании праздника Успения Пресвятой Богородицы: “…успение Божией Матери – это, как говорят о нем церковные молитвы, временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но в нем есть еще нечто большее. Мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла бы быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало всеобщего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее. 

Через несколько дней, в отдание праздника, мы будем вспоминать этот праздник, но как бы уходящий от земли; мы его от-даём Богу. Что же это значит? Это значит, что это событие, которое среди нас жило, действовало, вдохновляло нас в течение всех этих дней, теперь переходит в вечность как обещание, и остается нам ожидание: ожидание веры, ожидание надежды, ожидание любви, ожидание радости о том, что победа не только одержана Христом, но что она уже явлена нам на земле в лице Божией Матери. 

Отдадим же этот праздник, дадим его в вечность; но будем помнить, что мы его обретем в свое время, когда сами, пройдя узкими вратами смерти, войдем в вечность Божию. Не в ту страшную смерть, какой была смерть Ветхого Завета, но в смерть, которая для христианина является временным сном в ожидании всеобщего воскресения. И мы знаем, что это воскресение будет, потому что в лице Божией Матери оно уже совершилось”.

Если Вам и дальше интересно узнавать о Православных праздниках, духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!