Вознесение Господне — это один из Двунадесятых праздников. Он всегда приходится на четверг и отмечается на сороковой день по Пасхе. Так же как и Пасха, этот праздник не привязан к одной дате, то есть является переходящим. В 2022 году Вознесение Господне препадает на 2 июня. 

Вознесение Господне — праздник, в каком-то смысле, особенный, по-своему радостный и печальный. Давайте в этой статье рассмотрим, почему это так.

Суть Вознесения Господня

Слово «вознесение» нужно понимать в богословском смысле как некий переход в другую реальность. Именно такой переход и произошёл с Иисусом Христом, когда он, будучи в человеческом теле, вознёсся на небо.

Иисус родился, вырос во взрослого мужа, проповедовал и претерпел страшные муки на Кресте. И всему этому должен был быть какой-то логический конец: для чего всё это было нужно? 

Вознесение и является венцом, которого, поначалу, не могли предвидеть и ожидать даже ученики Иисуса.

Праздник относится к тем событиям, которые происходили после воскрешения Иисуса из мёртвых. Он неоднократно являлся своим ученикам в течение сорока дней, чтобы укрепить их в вере и приготовить к пришествию Утешителя — Духа Святого. 

На сороковой день после Пасхи состоялась последняя встреча Господа со своими учениками. И вот на их глазах Иисус вознёсся на небо в своём теле, но при этом пообещав не отлучаться духом от своих последователей.

Особенность праздника

Это особый праздник потому как Вознесение становится окончанием земной жизни Спасителя и началом истории Новозаветной Апостольской Церкви. 

Вознесение — последний процесс, который произошёл с Иисусом Христом, пока он не воссел одесную, то есть справа, Отца Своего. Справа — значит, обрёл с Отцом Единую Честь и Славу.

С одной стороны, этот праздник печальный, потому что от учеников уходит их Спаситель, которого они любили и за которым следовали несколько лет. С другой стороны, это праздник радостный оттого, что Христос обожил человеческое естество, открыв путь обожения для всякого человека.

Почему важно вознесение Иисуса

Христианство — единственная религия, которая говорит о том, что тело будет участвовать в прославлении Господа, поселится в раю или попадет в места мучений.

Когда Христос воскрес, то воскрес он в своём реальном теле. В теле, которое было подвержено физическим процессам, которое претерпело муки, страдало и умерло на Кресте. Тело, в каком–то смысле, тоже участвует в воскресении человека. И в отношении Иисуса Христа это абсолютно точно.  Но тело Христа изменилось — оно стало неподвластно законам природы. 

И именно с этим телом, страдающим, радующимся, Господь вознёсся на небо и стал невидимым. Евангелисты сообщают нам, что тело Христа стало иноприродным. 

Для нас это образ того, что и мы, преодолевая новые естества, также будем жить в своём же теле, но обновлённом.

Церковь всегда благоговейно относилась к телу, так как тело — это дом. Это не грязная одежда, которую можно сбросить. Христос стал человеком, чтобы в своём человечестве приготовить для верующих вхождение на небеса.

Сорок дней

Сорокадневный период в Писании неоднократно отмечен как тот срок, который может быть насыщен огромной важностью событий.

Сорок дней общался Моисей с Богом, и Бог возвестил через Моисея Синайское откровение. Сорок дней Иисус Христос постился в пустыне, смиряя плоть и закаляя дух. Сорок дней провел Иисус после Воскресения на этой земле.

Поэтому можно думать о том, что сорок дней — это тот отрезок времени, за который многое может измениться. 

Душа человека также проходит очищение в течение сорока дней — Четыредесятницы Великого Поста.

Глубокий смысл поста и значимые для православия события мы обсуждаем в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ. Если вы хотите находится вместе с единомышленниками и вместе преисполняться верой, приглашаем вас стать участником нашего клуба

Роль апостолов

Последние годы жизни Иисуса прошли перед глазами его учеников. Они видели, как поднимаются мертвые, как умножаются хлеба, как открываются глаза слепых и расправляются плечи горбатых.

Эти же ученики были свидетелями страданий и смерти Христа. Это на их памяти случилась тяжелейшая страстная неделя и Гефсиманская ночь. На их же глазах Иисус воскрес и явился, обрадовав их. 

Но даже после Воскресения Христова апостолы не могли понять, в чём же был смысл всего происходившего. Для этого и были нужны эти сорок дней, в течение которых Иисус посещал своих последователей.

Всё это время Христос держал учеников своих в величайшем напряжении. Он приходил к ним постоянно, не предупреждая когда именно явится снова. Он приходил через закрытые двери, тревожа и радуя своим присутствием, но печаля отходом. 

Апостолов наполняла радость оттого, что Иисус живой. Наполняло удивление от ожидания, что же будет дальше. 

Господь приходил так нежданно, что, собираясь на трапезу, ученики ставили пустой прибор для него. Это свершалось не потому, что Христос приходил голодным. Это был знак ожидания, ведь теперь Христос приходил уже другим. Он не нуждался в тени, чтобы отдохнуть от ходьбы и спрятаться от солнца, не нуждался во сне и пище. Он стал быстродвижен, лёгок и свят, и смерть больше не обладала им.

Всё это время Христос просвещал своих учеников, вдохновлял, учил о Царствии. Для них это была великая сорокадневная школа, прежде чем предстояло принять им Духа Святого.

Так являлся Иисус апостолам сорок дней, то приходя, то уходя. А на сороковой день Спаситель собрал своих учеников в пригороде Иерусалима Вифании на горе Елеон и, благословляя своих последователей, вознёсся на небо. 

Поднимаясь ввысь, Христос сказал своим ученикам: «Примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святой. Вы будете мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее, Самарии и даже до края земли». 

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида.

Апостолы провожали долгим взглядом поднимающегося Иисуса, пока не явились им два ангела в белоснежных одеждах. И ангелы возвестили о том, что Иисус вернётся так же, как и вознёсся. Пройдёт всего несколько дней, и на апостолов снизойдёт Дух Святой, как и предрекал Христос. Ученики Христа действительно пойдут прославлять имя Господа своего, и каждый из них претерпит мученическую смерть за веру свою.

Глубокий смысл

Человеческое тело впервые вознеслось туда, где раньше не было — в святую святых. Это ангельское место.

Перед тем, как взойти не Небо, Господь обещал людям, что всегда будет рядом до скончания века. Христос вернулся к Своему Отцу, с которым никогда не разлучался, и вознёсся на Небо, которого никогда не покидал. 

Но если до воплощения он пребывал на небе как Бог, то ныне он вознёс к Престолу Божию вместе со Своей Божественной природой соединившуюся с ней человеческую природу. Христос обожил человеческое естество, открыв путь обожения для всякого человека.

Взойдя на небо и воссев одесную Бога Отца, Христос вернулся туда, откуда пришел. Но он не оставил и эту землю. Он остался в Духе Святом, которого послал ученикам, и который до сих пор пребывает в Церкви.

Ради того, чтобы послать нам Духа Святого, Христос претерпел страдания и крестную смерть.

Господь пошел к Отцу своему приготовить место и для душ человеческих: «В дому Отца моего обителей много». Туда, куда он вознёсся, и нам предстоит взойти.

Христос вознёсся с горы Елеонской, которая существует и по сей день.

Там, на вершине горы, на месте Вознесения построен храм, который не принадлежит ни одной христианской конфессии. В разное время туда приходят христиане разных конфессий, совершают молебны и службы. И там же рядом живут мусульманские семьи.

Люди идут на то место, где произошло одно из важнейших событий в истории христианства. И это место находится на земле, среди обычной жизни.

Но вместе с тем Дарование Духа Святого апостолам произошло благодаря Вознесению, которое свершилось на Елеонской горе. И однажды Христос вернётся во Втором Своём пришествии, чтобы и людям дать возможность подняться с Ним в Царствие Его. Но какими найдёт нас Господь?

Поэтому в праздник Вознесения важно помнить: всё, что мы делаем на земле, будет иметь очень серьёзный отпечаток в будущем. А пока «горе имеим сердца», то есть обратим сердце ко Господу.

Если вы хотите ещё больше узнать о православной культуре и традициях, приглашаем вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ