27 (14 по ст.ст.) сентября Православные христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.  

О духовных подвигах святых, об иконописи и христианской культуре мы рассказываем в Клубе «Русской Иконописной Школы». Присоединяйтесь к нам!

Что это за праздник? 

В этот день мы вспоминаем два события. Исходя из Священного Предания, известно, что в 326 году в Иерусалиме был найден Крест Господень. Это произошло около горы Голгофы, где был распят Иисус Христос.

Второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году. 

Воздвижение относится к двунадесятым праздникам. Такие праздники посвящены земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы. Интересно, что Воздвижение Креста Господня — единственный двунадесятый праздник, историческая основа которого относится не к новозаветным событиям, а к более поздним — к церковной истории. 

Давайте узнаем, почему этот праздник так называется и почему это связано с поднятием Креста.

История праздника

О Воздвижении Креста Господня мы можем найти записи некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита. Из этих источников известно, что в 326 году первый римский христианский император Константин Великий принял решение отыскать утраченный Крест. К нему присоединилась и его мать, царица Елена, которая и отправилась на поиски святыни в Иерусалим. 

Много времени и сил положила она, чтобы найти Крест, но все оказалось безрезультатно. Однако вскоре местные жители указали царице на еврея по имени Иуда, который, возможно, знал, где находится Крест Господень. Долго тот отказывался помочь царице Елене и показать, где спрятан Крест, но в конечном итоге все-таки привел их к нужному месту.

Это был небольшой холм из земли, мусора и камней, на котором было построено капище в честь языческой богини Венеры. Царица приказала немедленно разрушить храм и раскопать холм. Когда мусор и камни были убраны, то обнаружили три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках: “Иисус Назарей, Царь Иудейский”. Именно такая табличка была прибита над головой Спасителя во время распятия. 

Обнаружение трех крестов подтвердило, что это то место, где был распят Христос. Ведь из Евангелия мы помним, что Его казнили вместе с двумя разбойниками, чьи кресты стояли по правую и по левую стороны от Него. Осталось только узнать, который из трех крестов был Господа. Царица Елена твердо верила и надеялась, что Бог укажет ей Его Крест. Так и случилось: Иерусалимский патриарх Макарий предложил привести тяжело больную женщину, которая находилась при смерти. Все присутствующие в молитве попросили Господа, чтобы Его Крест исцелил эту женщину. И вот, когда к ней стали прикладывать кресты, то от двух крестов не произошло никаких изменений, но, когда возложили третий крест, женщина тотчас же стала здорова. Так, Господь открыл Свой Крест людям, на котором Он принес в жертву Самого Себя ради нас и нашего спасения.

А Иуда, который не хотел указывать на местонахождение святыни, увидев чудесное исцеление от Креста Господня, уверовал в Иисуса Христа. Он крестился и получил имя Кириака, а спустя время стал патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую смерть при императоре Юлиане Отступнике.

После чуда от Животворящего Креста Господня царица Елена и патриарх Макарий с радостью кланялись Кресту и целовали его. Множество христиан, узнав о великом обретении святыни, пришли приложиться к Кресту. Но из-за столпотворения сделать это было невозможно. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднимал (воздвигал) Крест, чтобы каждый смог увидеть его и воздать молитвы Господу. Христиане поклонялись Кресту и восклицали: “Господи помилуй!” От этого события и получил свое начало и название праздник Воздвижение Честного и Животворящего Крест Господня.

Вскоре святые равноапостольные цари Константин и Елена построили на месте распятия, погребения и воскресения Господа Иисуса Христа большой и великолепный храм Воскресения Христова. За века храм множество раз изменялся: его разрушали, восстанавливали, он претерпевал пожары и вновь строился, постепенно расширяясь. Но после особенно разрушительного пожара 1808 года была сделана последняя реконструкция храма, которая и сохранилась до наших дней.

Изучать жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами Вы можете в нашем Клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.

Второе событие, которое христиане вспоминают в этот день, — возвращение Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. 

Это произошло в 614 году, когда Персидский царь завоевал Иерусалим. Разграбив все сокровища города, он забрал и Древо Животворящего Креста. Четырнадцать лет святыня находилась в Персии, и только в 628 году византийскому императору Ираклию удалось одержать победу над персами. Он заключил с ними союз и потребовал вернуть Крест в Иерусалим. 

Какова дальнейшая судьба Креста? 

Известно, что после обретения Креста Господня, царица Елена разделила его на две части. Одну оставила в Иерусалиме, а вторую увезла с собой в Рим. По пути в столицу она строила храмы и монастыри на местах, освященных событиями из жизни Иисуса Христа. И в каждой церкви царица оставляла маленькую частицу Животворящего Креста. Вскоре римскую часть Креста разделили еще надвое: одна осталась в Риме, а другую поместили в новой столице — в Константинополе. 

Как сложилась дальнейшая судьба святыни никто точно сказать не может. Скорее всего, все части Креста разделили и по крупицам разнесли по храм всего мира. Небольшие частички Креста можно найти и в храмах России: Троице-Сергиевой лавре, Елоховском Богоявленском соборе, Зачатьевском монастыре и других местах. А также часть Креста покоится в ковчеге в алтаре храма Гроба Господня в Иерусалиме. 

А также в самарском храме Трех Святителей, при котором находится мастерская «Русской Иконописной Школы», тоже есть частица Креста Господня. Находится она в Ставротеке, которую оформляла Елена Стажук, основатель Школы. Кроме этой частички, там хранится и ряд других святынь, связанных с земной жизнью и страданиями Иисуса Христа.

Икона Воздвижения Креста Господня

Один из самых распространенных сюжетов иконы Воздвижения появился в русской иконописи в XV-XVI веках. На иконе мы видим скопление людей возле храма. В центре на амвоне стоит патриарх Макарий, который был при обретении Креста. Он держит в руках святыню, а рядом диаконы поддерживают его. По бокам изображены царь Константин, царица Елена и люди, которые пришли поклониться святыне и воздать молитвы Господу. 

В этот праздник Православная церковь приглашает христиан поклониться Честному и Животворящему Кресту и вспомнить страдания, которые Господь перенес на нем ради нашего спасения. Крест Господень — величайшая святыня христианства. Он — осязаемое свидетельство искупительной жертвы Господа Иисуса Христа. Крест Господень позволяет нам не только духовно, но и физически прикоснуться к самому важному событию мировой истории — к победе Иисуса Христа над смертью. 

Если Вам и дальше интересно узнавать о духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш Клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!