Яхромская икона Божией Матери

Одна из почитаемых икон на Руси с XV века — образ Яхромской иконы Божией Матери. В публикации расскажем о чудесном явлении святыни и особенностях ее иконографии. В статье вы сможете увидеть 3 удивительных иконы Пресвятой Богородицы. А также мы поговорим о загадке этого святого образа. 

Яхромская икона Божией Матери. XV век

История явления святыни

Образ Яхромской иконы Божией Матери явился отроку Косме 27 октября (по н. ст.) 1482 года недалеко от города Владимира. Отрок Косма сопровождал как-то боярина из знатного рода Секериных, который был болен. В пути остановились они для отдыха на берегу реки Яхромы близ г. Владимира. Уставший больной боярин уснул, а отрок не спал. Он увидел яркий свет, а также услышал дивный голос, который предлагал послушать волю Господа, избрать богоугодную праведную жизнь для своего спасения и всех тех, кто будет приходить к нему:

«Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». 

Неземной свет исходил от стоявшей на дереве иконы Пресвятой Богородицы. Косма взял образ Божией Матери и поднес ее к больному. Боярин тут же исцелился. 

Празднование явления  Яхромской иконы Божией матери — 27 октября (14 октября по ст. ст.).

Ранний святой образ Яхромской иконы Божией Матери

Сказание так говорит о святом образе: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен».

Юноша Косма принял решение служить Богу и ушел в Киев в  Киево-Печерскую лавру, где и принял иноческий постриг. Через несколько лет преподобный Косма вернулся на место обретения святыни. С собой он забрал и явленную Яхромскую икону. Преподобный построил на святом месте небольшой храм в честь Успения Богородицы, в котором и поставил чудотворный образ. Святой Косма жил в уединении и подвижничестве, возрастал в духовных подвигах и молитве. Впоследствии рядом с храмом образовался мужской Косьмин монастырь.

Судьба святыни

Чудесная икона Божией Матери в XVII столетии была утеряна, сведений о ее судьбе и месте пребывания не сохранились. 

На данный момент есть такие иконы:

  • В Благовещенском соборе Кремля сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем такой же иконографии, как Яхромская. Но ее особенность — Младенец изображен на правой, а не на левой руке Божией Матери. 

Есть предположения некоторых исследователей, что этот древний святой образ был родовой святыней или исцеленного боярина или преподобного Космы. Два века икона хранилась в Косминой обители, а потом вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» в XVII веке был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.

  • В Косминой Успенской обители села Небылово пребывает копия чудотворной Яхромской иконы Богородицы.
  • Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, находится в музее в г. Суздале.

Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистой Матерью, вера во Христа, как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери.

Сергей Николаевич Булгаков — русский философ, теолог, священник Православной Церкви

Загадка Яхромской иконы Божией Матери

У этой святыни есть своя «загадочная тайна». До конца неизвестно какой именно образ был явлен преподобному Косме. 

В XVIII—XIX вв. «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: 

  • образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление»; 
  • древнюю икону Успения Пресвятой Богородицы. 

Торжественно праздновали и явление преподобному  Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе).

К сожалению ни одна из этих святынь Косминой обители не сохранились.

Иконография

Поздний образ Яхромской иконы Божией Матери

Яхромская икона Богородицы относится к типу иконы Божией Матери  «Умиление» (греч. «Елеуса» (ελεουσα). В греческом искусстве данный тип именовался «Сладкое лобзание» — наиболее лиричный из всех типов иконографий.

Характерная особенность — соединенность ликов Спасителя и Богородицы, прильнувших друг ко другу. Голова Богородицы склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: Богородица здесь изображается не только как любящая Мать, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое.

Младенец держит в руке свиток, который является образом  Нового Завета, данного Господом Иисусом Христом. 

Многим православным интересен вопрос: как правильно называть иконы Богородицы? Об этом читайте в этой публикации «Русской Иконописной Школы»
https://t.me/elena_icon/4153

Яхромскую икону Божией Матери также относят к более узкой разновидности иконографического типа «Умиление» — «Взыграние». Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. 

Детальная часть Яхромской
иконы Божией Матери

Исключительная особенность — Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыты бесконечная нежность и доверие, которые открываются внимательному созерцающему взгляду. 

Узнайте какие еще бывают типы икон Пресвятой Богородицы из поста в нашем телеграм-канале
https://t.me/elena_icon/4097?single

Каждая икона Пресвятой Богородицы представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

«Русская Иконописная Школа» предлагает обучение иконописи с подробным детальным изучением письма. Первая икона, которую пишут все ученики — образ Божией Матери Казанская.

Пресвятая Богородица — любящая Матерь и Заступница православных христиан. Она всегда защищает и помогает всем нуждающимся и молится о нашем спасении Своему Сыну Господу Иисусу Христу.

Будем взывать к Ней с чистым сердцем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»