Иоанн Дамаскин

Где родился и жил св. Иоанн Дамаскин, почему его судьба связана с иконой Богородицы «Троеручица»? Что написал святой о православной вере, иконах и Промысле Божием? Какой запрет был наложен на святого, почему он не мог его исполнить и как был за это наказан? Почему Пресвятая Богородица вернула преподобному его дар? Расскажем вам про поэму и кантату «Иоанн Дамаскин», в которых описаны эти события.  

Житие Святого Иоанна Дамаскина

Царство Небесное не в слове, «но в силе Божией» (1Кор.2:5). «Ведь цель – не побе­дить, но протянуть руку подвергающейся нападе­нию истине, так как добрая воля протягивает руку силы. Поэтому, призвавши помощницею ипостас­ную Истину, отсюда поведу начало своего слова». Св. Иоанн Дамаскин

 Как отец Иоанна Дамаскина нашел ему наставника

Православный святой родился в городе Дамаске, примерно в 680 году. Отец его, Сергий Мансур, был мужем благочестивым, служил городским судьей и заведовал казной при дамасском правителе Абд ал-Малике. Сергий имел влияние на халифа и использовал свои возможности на благо церкви Христовой и христиан. Он был человеком богатым и занимался благотворительностью – выкупал из плена христиан. Многих из них, если они хотели, оставлял у себя, обеспечивая их всем необходимым для жизни. 

В семье Мансура росли два сына – один родной, Иоанн, будущий святой и второй приемный – Косма (святой Косма Маюмский). Отец очень хотел обучить их наукам и просил Господа послать его сыновьям опытного и мудрого наставника.  

Подробнее о том, кто описал Житие св. Иоанна Дамаскина читайте в статье

Во времена язычества, дамасские сарацины часто совершали набеги на другие страны и привозили с собой пленников из числа христиан. Некоторых они убивали, а остальных продавали на рынках. 

Однажды, заметив, что одному из захваченных люди оказывают особое почтение, разбойники спросили, каким титулом тот обладает. Старец со слезами ответил, что он – обычный инок и не имеет никакого сана, но очень хорошо знает христианскую и языческую философию. Это увидел Сергий, проходивший мимо и подумал, что старик плачет от страха, но потом выяснилась иная причина его слез. Пожилой инок плакал от того, что не может никому передать своего духовного знания перед кончиной. Отец Иоанна поразился такому ответу и предложил старцу быть духовным учителем для его сыновей – Иоанна и Космы. Старец с радостью согласился передавать детям свой опыт и обучать их грамоте, философии и другим наукам. 

О том, перед какой иконой молятся о прибавлении ума, читайте на страницах нашего телеграмм канала

Не только об уме своих детей заботились их благочестивые родители, но и о душевных качествах. Во времена язычества христианские обряды порицались, людей преследовали за веру в Иисуса Христа. А родители преподобного были христианами и всегда старались прийти на помощь людям, за это их очень почитали в городе. Родители хотели, чтобы сын их вырос таким же благочестивым, как и они, поэтому крестили отрока и назвали Иоанном, что означает благодать Божия, данная от Святого Духа.

Скоро вы узнаете о том, за что св. Иоанну Дамаскину отрубили правую руку и почему на иконе Божией Матери «Троеручица»  изображена третья рука.

Современная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»

Заговор против святого

Когда отец Иоанна умер, сын, обладавший широкими познаниями в области богословия, философии и многих наук, достойно занял его место и стал советником халифа. Хоть и должность его при дворе сулила большие возможности, но святой предпочел этим земным благам служение Церкви Христовой. Защищал преподобный веру в Иисуса Христа, которая постоянно искажалась еретиками. В 726 году настоящим врагом Церкви стало иконоборчество, которое  поддерживал византийский император Лев III Исавр. Новая ересь быстро распространилась по всей Византии и за ее пределами, но вскоре ревнители чистоты православного учения выступили в защиту истины. 

Ересь (от греч. αἵρεσις — направление, выбор) — утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви; заблуждение относительно Православных догматов, поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине. 

Иоанн Дамаскин написал свое первое из «Трех слов в защиту святых икон» в период их повсеместного запрещения. Второе и третье Слова были написаны Дамаскиным после 730 года, когда император Лев Исаврянин указом не только запретил писать и поклоняться иконам, но и велел истреблять их как в храмах, так и в частных домах. Послания Иоанна читали в Константинополе и в других местах.

Император-иконоборец Лев III не оставил  этого без внимания и решил опорочить доброе имя Дамаскина. Для этого он приказал подделать почерк проповедника и от его имени Льву было написано письмо, в котором Иоанн, якобы, хочет помочь императору, противнику халифа, взять город Дамаск. Это «перехваченное послание» заговорщики передали халифу и тот пришел в ярость от предательства своего верного советника. За эту провинность, халиф приказал отрубить преподобному кисть правой руки и повесить ее для всеобщего обозрения на городском рынке.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин. Фреска церкви Богородицы в
монастыре Студеница, Сербия. 1208-1209 гг.

Истекающий кровью святой, попросил халифа отдать ему отрубленную кисть. Когда руку святому вернули, он прижал  ее к себе и всю ночь в слезах молился перед иконой Божией Матери. 

Наутро отрубленная кисть приросла к запястью, оставив лишь небольшой след на месте ее отсечения. После того случая была изготовлена серебряная кисть руки и приделана к иконе Богородицы, а образ Ее стали именовать «Троеручица». Позже вы узнаете, куда передал святой Иоанн икону после своего чудесного исцеления.

Когда это чудо увидел халиф и его подданные, они поняли, что несправедливо поступили с преподобным и оболгали его. Просили остаться при дворе и пообещали еще большие почести и награды, чем раньше. Но святой отказался от них и решил уйти в монахи, посвятив свой писательский талант Богу. 

«Оставь земле ее цветы, Оставь созвучья Дамаскину!»

из поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин»

 Скоро мы расскажем вам о поэме, которую посвятил Иоанну Дамаскину известный русский поэт.

Как св. Иоанн Дамаскин нарушил монашеский обет

Святой Иоанн принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону.

Лавра Саввы Освященного, где св. Иоанн Дамаскин прожил почти 50 лет.

В монастыре преподобный, по настоянию монаха-наставника, взял на себя послушание больше никогда ничего не писать, что стало для него тяжелым испытанием. Ведь защищать истинную Православную веру он считал главным делом своей жизни. 

И вот, однажды, узнав от одного из монахов о смерти его старшего брата, Иоанн согласился на просьбу скорбящего и написал краткое песнопение (тропарь) в память об умершем.

За это монаха подвергли унизительному наказанию и заставили убирать нечистоты. Остальные братья сочувствовали святому и просили за него перед наставником, но тот был непреклонен. 

Святой послушно принял наказание, а ночью его учителю явилась Пресвятая Богородица и велела простить Иоанна и благословить на писательский труд.

Об этом написано несколько произведений как литературных, так и музыкальных. Кто и когда их написал, расскажем прямо сейчас.

Преподобный Иоанн Дамаскин в поэзии и музыке

Композитор Сергей Танеев, написавший кантату «Иоанн Дамаскин»

На основе тропаря Иоанна Дамаскина, посвященного умершему монаху, известный поэт Алексей Константинович Толстой в 1858 году сочинил поэму «Иоанн Дамаскин».

А, спустя почти тридцать лет, композитор Сергей Танеев написал кантату  с одноименным названием.

В качестве текста кантаты композитор избрал строфу «Иду в незнаемый я путь…» (у Танеева — «неведомый») из поэмы «Иоанн Дамаскин» А. К. Толстого, в которой автор без отступлений воспроизводит канонизированную биографию знаменитого христианского церковного писателя и поэта Иоанна из Дамаска. Восьмая глава поэмы, из которой взята одна большая строфа, представляет собой тропарь, сложенный Дамаскином как утешение для брата умершего монаха. Этот отрывок является поэтическим вариантом церковного текста святого. Танеев задавался целью создать «православную кантату», поэтому он воспользовался стихами Толстого как обработкой канонического текста. 

Далее мы расскажем вам, какие еще сочинения святого Иоанна Дамаскина были написаны им,  и что он говорил  о православной вере и святых иконах. 

Иоанн Дамаскин о Промысле Божием 

После того, как в монастыре Саввы Освященного, наставник извинился перед преподобным и снова разрешил ему создавать свои тексты и богословские трактаты, Иоанн написал «Точное изложение православной веры». В этом тексте, являющемся наиболее выдающимся и фундаментальным сочинением, Иоанн Дамаскин систематизировал и дал разъяснения наиболее сложным догматам учения православной церкви.

Почему, по мнению святого, Бог нас оставляет?

 «…Оставления без внимания два вида, ибо бывает оставление в целях домостроительства (Божия) и воспитательное, бывает также и оставление совершенное, происходящее вследствие отвержения. Оставление в целях домостроительства Божия и воспитательное – то, которое бывает для исправления и спасения и славы страдающего, или также и для возбуждения других к соревнованию и подражанию, или также и для славы Божией. Совершенное же оставление бывает тогда, когда человек, в силу своего произволения, останется нечувствительным и неизлеченным, лучше же: неизлечимым, после того как Бог сделал все, клонящееся к его спасению. Тогда он предается на совершенную погибель, как Иуда (Мф. 27,1–10). Да пощадит нас Бог и да избавит от подобного оставления!»

Иоанн Дамаскин в защиту икон

 Святой Иоанн написал «Три защитительные слова против порицающих святые иконы», где он, в частности, говорит: «Апостолы телесным образом видели Христа, видели Его страдания, Его чудеса и слышали Его слова. А созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества».

В конце концов, церковь выработала твердое отношение к иконам как к исповеданию в образе и ясно утвердила, что вера может быть исповедана в слове, как Символ веры https://t.me/elena_icon/5096 и может быть явлена в иконе. То, что Евангелие сообщает нам через слух, икона показывает через изображение.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Миниатюра Минология Василия II.
Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Песнопевец Иоанн Дамаскин отстаивал истинную веру и считал борьбу с иконами ересью, о чем говорил в своих «Трех защитительных словах против порицающих святые иконы». Он написал множество других текстов, которые не позволяет вместить объем данной статьи. 

Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг Иоанна анафеме (отлучение от церкви), но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.

Скончался святой примерно в 753 году и был погребён в Лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. 

Память известного христианского богослова и подвижника – преподобного Иоанна Дамаскина Православная Церковь празднует 17 декабря.