Фрагмент иконы «Торжество православия», первая половина XV в.

Праздник Торжества Православия , который связан с догматом о почитании святых икон, Церковь отмечает в первое воскресение Великого поста. На праздничной службе поётся о победе Церкви над ересями и утверждаются постановления Семи Вселенских Соборов. 

Обязательный к заучиванию наизусть каждым православным Символ веры содержит 12 ключевых догматов, которые обязательны для всех христиан и если человек их не соблюдает, он не может считаться членом Церкви.

Символ веры. Вторая половина XVII в. Ризница Покровского собора
при Рогожском кладбище.

Текст Символа веры:

  1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  1. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  1. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  1. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  1. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
  1. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  1. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  1. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  1. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
  1. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  1. Ожидаю воскресения мертвых,
  1. И жизни будущего века. Аминь».

Православный христианин должен знать три основных догмата:

Догмат о Троице: Бог Един в Трёх Лицах — Отце, Сыне и Святом Духе

Иисус Христос — это сын Божий, воплотившийся в человека в полном смысле этого слова (а не просто “казавшегося таковым и оставившим Свою телесность после Вознесения”).

Своими страданиями, мучительной смертью Иисус Христос искупил человеческие грехи и воскрес. 

Догматы нужны не потому, что вера требует слепого подчинения и не терпит разночтений. Их смысл более глубок: они «закрывают» путь к ереси и вечной погибели.

Распятие Господне. Около 1497 г. Кирилло-Белозерский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В мире постоянно появляются учения, которые стараются оспорить главный догмат христианства о том что Иисус Христос и есть Господь и Человек в одном лице. Иисуса представляют нам как Учителя, совершенного человека, но при этом не признают Его Божества. А значит — не признают Его Воскрешения после мучительной смерти и не признают Его великую жертву во имя всех нас.

Для защиты веры на 4-ом Вселенском Соборе был принят Халкидонский догмат, где Церковь четко определила свою веру в то, что Иисус есть совершенный Бог и совершенный человек. 

Седьмой Вселенский Собор. Симон Ушаков, Гурий Никитин с товарищами.
1673 г. Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве.

На 7-ом Вселенском соборе Церковью был принят догмат о почитании святых икон, который был направлен против иконоборцев.

Узнать больше о том, что говорит Библия об иконопочитании,  вы можете из статьи, которая доступна на канале Дзен «Русской Иконописной Школы». 

Смысл догмата иконопочитания таков: глядя на образ, мы умом восходим к первообразу, к личности Христа, Богородицы и святого. Мы молимся тем, кто изображен на иконе, а сами иконы  —  почитаем.

Если бы у нас не было икон, то во время молитвы был бы риск самостоятельно представлять Христа, святых, но тогда их образы неизбежно исказятся чувственной природой молящегося, а это неправильно. Икона — это окно в невидимый, горний мир, она полна символов и тайных знаний.

Получить больше интересной информации об иконописи и православии, вы можете в телеграм-канале «Русской Иконописной Школы»: https://t.me/elena_icon