Когда возник праздник Рождества Христова, и почему в Евангелии нет упоминания об особенности этого дня? Кто первым увидел родившегося Спасителя? Какого числа и где произошло это важное и знаменательное событие, и сколько дней оно празднуется в современной церкви? Поговорим обо всем этом в статье.
«Русская Иконописная Школа» в ближайшие дни проводит марафон-практикум, на котором вы реально убедитесь, что с нашей помощью можете написать икону сами. А еще вы узнаете много интересного про саму школу, про то, как мы помогаем людям обрести мир в душе, точку опоры и укрепить веру в Бога и в себя. Чтобы ничего не пропустить, приглашаем в наш Телеграм-канал. https://t.me/elena_icon |
Появление праздника Рождества Христова
Рождество Христово — важнейшее событие Священной Истории, великий двунадесятый праздник.
Но празднование его было установлено не сразу. Для христиан первых двух веков достаточно было просто знать, что Он родился, а основным событием церковной жизни было Воскресение Спасителя. Но, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Как это во всех исторических перипетиях бывает, Господь устраивает все во благо. Что же произошло?
Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения. Так называемые гностики отрицали, что Бог реально стал человеком. Они превращали образ Иисуса Христа в миф, уничижая таким образом принципиальную идею христианства. Для христианина личность Иисуса Христа реальна, уникальна и является единственным путем спасения. Поэтому возникла необходимость установления праздника, который назывался Явление. В нем отмечались сразу и рождение Христа, и Его крещение.
Так вплоть до IV-VI веков Рождество Христово вспоминалось вместе с Крещением Господним в один день. Обособление от Крещения произошло в разных церквях в разное время. В Антиохийской Церкви — не ранее 376–377 годов, в конце 370-х годов – в Константинопольской Церкви и малоазийских Церквях, в Александрийской – в начале 430-х гг., а в Иерусалиме – после 567/568 года.
Какого числа родился Иисус Христос?
Дата этого великого события вычислялась непросто. Ведь опираться можно было только на Священное Писание, Церковное Предание и какие-то косвенные данные. И не совсем однозначные факты усложняли задачу. Например, то, что в древние века существовало множество календарей и летоисчислений. К тому же не принято было отмечать дни рождения вообще. Древние иудеи обращали внимание больше не на рождение праведника, а на его кончину как начало грядущей вечности. А если говорить про Евангелие, то там описаны события, которые помогают только приблизительно рассчитать дату этого величайшего для христиан дня.
Но эти глубокие рассуждения оставим за строками повествования, а подойдем ближе к нашему времени, к тому, что уже уложилось в наш повседневный календарь из сложных расчетов и соотношений исторических фактов. Рождество Христово в Православной Церкви празднуется 7 января (25 декабря). А 7 апреля архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Иисуса Христа. Два этих события разделяет девять месяцев, необходимых для ношения младенца во чреве.
Рождение Иисуса Христа соотносится и с сотворением Адама. Апостол Павел назвал Христа Спасителя новым Адамом и последним:
“...первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба” (1 Кор 15:45, 47).
Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир.
Место рождения Иисуса Христа
Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа. В это время как раз была объявлена всенародная перепись населения. По обычаю тех времен перепись велась по коленам и родам, которые относились к определенным городам, так называемым праотеческим местам. Дева Мария и праведный Иосиф происходили от рода Давидова и поэтому должны были идти в город Давида Вифлеем. Там и пришло время рождения Богомладенца. На перепись в Вифлеем стеклось со всех сторон много людей, и для Святого Семейства не нашлось свободных мест в гостиницах. Поэтому они остановились в известняковой пещере для скота, в вертепе, где Мария Дева и разрешилась, и положила Богомладенца в ясли.
В 339 году Константин Великий соорудил над этой пещерой храм, который, к сожалению, был разрушен в 529 году в результате пожара, защитив таким образом от огня нижнюю пещеру. В том же году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма. В 1717 году место рождения Господа нашего Иисуса Христа отметили серебряной звездой. Серебряная звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. А количество лучей тоже символично. В родословии Иисуса Христа говорится:
«Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Матф.1:17).
Также было именно четырнадцать остановок Иисуса Христа по дороге к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме.
В храме Рождества с тех пор и по настоящее время постоянно проводятся богослужения. Сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб для каждой Церкви.
Кто был свидетелем Рождества
Первыми весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они ночью сторожили свое стадо, когда им предстал ангел Господень и сказал:
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10–11).
И эти простые смиренные люди первыми удостоились поклониться Христу, так тихо родившемуся в пещере в то время, когда все люди были объяты сном.
Чудесным образом о пришествии в мир Спасителя узнали персидские цари, волхвы и звездочеты Гаспар, Мельхиор и Валтасар. Они увидели на небе новую необыкновенно яркую звезду и последовали за ней. Из древних пророчеств они знали, что звезда покажет путь к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда привела их к месту, где остановилось Святое Семейство. Как Царю и Богу они принесли Ему дары – золото, ладан и смирну. Золото — знак царской власти, ладан — знак священства, а смирна – символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Ведь смирна это пряное благовоние, которым умащивали тела усопших в древнем Израиле. По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь и перед своим Успением передала их в Иерусалимскую Церковь. В 1470 году дары волхвов были переданы сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон, где они хранятся и по сей день.
Особенности празднования Рождества Христова
Праздник Рождества Христова, как и все великие праздники, не проходит в один день. Ему предшествует предпразднство, после самого дня Рождества Христова следует попразднство и отдание праздника. Об особенности этого праздника говорит тот факт, что предпразднство длится пять дней — это больше, чем у всех остальных праздников. В это время на богослужениях уже читают молитвы, посвященные Рождеству Христову. После 7 января следует еще шесть дней попразднства, когда на службах продолжают вспоминать праздник. А отдание Рождества Христова празднуется 13 января, и служба в этот день практически совпадает с праздничной. Таким образом, получается, что целых двенадцать дней длится праздник Рождества Христова. Всего на один день разница с Крещением Господним – он вспоминается тринадцать дней.
Свидетельством древнего соединения этих двух великих праздников служит и сходство в их проведении. И Рождеству Христову, и Крещению предшествует сочельник, когда по благочестивому обычаю принято поститься «до звезды», одинаков и чин богослужения в эти дни. А между Рождеством и Крещением – праздничные дни святок. В эти дни мы радуемся непостижимому чуду, с которого началось наше спасение.
Когда бы ни произошло рождение Иисуса Христа, и как бы ни менялись и ни смещались календари, для верующих людей это остается подлинным событием, которое разделило эпохи на “до” и “после” Рождества Христова. Христос родился, и люди уже более 2000 лет идут к Нему за звездой, как волхвы, поклоняются Ему, как смиренные пастухи.
«Русская Иконописная Школа» в ближайшие дни проводит марафон-практикум, на котором вы реально убедитесь, что с нашей помощью можете написать икону сами. А еще вы узнаете много интересного про саму школу, про то, как мы помогаем людям обрести мир в душе, точку опоры и укрепить веру в Бога и в себя.
Чтобы ничего не пропустить, приглашаем в наш Телеграм-канал.