Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение — недвунадесятый Господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Это подвижный Господский праздник. Также в этот день почитается память 4 святых: Вмц. Ирины Македонской, прп. Иа́кова Железноборовского, прп. Варлаа́ма Серпуховского, прмч. Ефре́ма Нового, Неа-Макринского чудотворца.
Также этот день — день почитания икон Божией Матери: Дубенской (Красногорской), Моздокской (Иверской) и «Неупиваемой Чаши».
В этой статье мы расскажем вам больше о том, что такое Преполовение Пятидесятницы, а также поделимся информацией о святых и иконах, почитаемых в этот день.
Преполовение Пятидесятницы
Преполовение Пятидесятницы — это подвижный праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи. Также у него идёт 7 дней попразднества. Предпразднства у него нет.
Преполовения расположен аккуратно между Пасхой и Троицей, поэтому духовный смысл заключается в объединении этих двух величайших христианских праздника.
Главная цель этого праздника — показать, что Воскресение Христово и Пятидесятница, как сошествие Святого Духа на апостолов, есть одним неразрывным действием. Именно благодаря Воскресению и Вознесению Христовым дары Святого Духа щедро излились на Пресвятую Богородицу и апостолов, утвердив Церковь Нового Завета, в Которой мы спасаемся сегодня.
На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иерусалим на праздник Кущей. А в богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных.
Также в этот день установлена традиция малого освящения воды в ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», .
Великомученица Ирина Македонская
Святая Ирина жила во второй половине первого века в Македонии. Ещё в юности она отказалась от язычества и пришла к Христу. Святая настолько стремилась посвятить всю свою жизнь Богу, что отказалась от замужества.
Чем больше Ирина погружалась во христианскую веру, тем сильнее желала близких привести к истинной вере. Попытки убедить родителей стать христианами обрушили на святую гнев её отца, Ликиния. От того, что Ирина не пожелала поклониться идолам, в порыве гнева Ликиний приказал бросить собственную дочь под ноги диким лошадям.
Однако, лошади не повредили святую. Напротив, они тотчас же бросились на отдавшего приказ Ликиния и затоптали его до смерти. Позднее, по молитве святой Ирины, он был возвращён к жизни. После чуда воскрешения Ликиний уверовал в Христа. А, следом за ним, во Христа уверовало сначало всё его семейство, а потом ещё три тысячи людей.
Ирина продолжала проповедовать христианство среди жителей Македонии. И это неоднократно приводило к унижениям и страданиям. Правитель Седекии отдавал приказ то бросить святую в ров со змеями, то распилить, то привязать к мельничному колесу.
Однако, каждое страдание Ирины шло рука об руку с чудесными знамениями: змеи не прикасались к святой, пилы не могли повредить тело, а колесо отказывалось вертеться. И от этих чудес всё больше и больше людей приходили к Богу.
За время своей жизни Ирине удалось обратить во Христа более десяти тысяч человек. А когда Господь указал ей день её кончины, святая удалилась в горы около Ефеса и зашла в одну из пещер. Сначала вход по просьбе самой святой завалили камнями. А спустя четыре дня, люди вернулись к пещере, открыли проход, но тела Ирины не обнаружили. Господь забрал её к себе на Небо.
Преподобный Иа́ков Железноборовский
18 мая 2022 года — день обретения мощей данного святого.
На самом деле, до нашего времени дошло очень мало информации о житие преподобного. Но доподлинно известно, что он родился в 14 веке в семье галичских дворян. Его родители были очень благочестивыми людьми, и это повлияло на духовный склад самого Иакова.
Ещё будучи юным отроком, Иаков увлекся изучением жития святых. Они интересовали и увлекали его, он в них черпал истину. И это, безусловно, повлияло на духовное настроение преподобного.
Лишился своих родителей Иаков тоже довольно рано. Всё имение, которое досталось Иакову в наследство, он раздал нуждающимся. Преподобного не интересовало мирское, он стремился к иночеству. И вскоре ему удалось обрести наставника — им стал великий авва Сергий Радонежский.
Однако, не долго Иаков находился в обители аввы. Пройдя школу иноческого послушания, он ушёл восвояси для ведения монашествующей жизни. Место для будущей кельи указал сам Господь через чудное знамение.
Со временем люди начали приходить к Иакову за благословением подвижника. Сначала он попытался остановить хлынувший к нему поток людей, но вскоре осознал, что на то воля Божия. Преподобный начал принимать у себя всех жаждущих помощи. Так образовалось малое иноческое братство, расселившееся по нескольким малым келиям.
Братство нуждалось в храме Божием, поэтому Иаков отправился в Москву, где получил чин иеромонаха и грамоту на строительство храма. Через некоторое время в глухой лесной чаще появилась деревянная церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Немало добрых дел совершил за свою жизнь преподобный. Незадолго до своей кончины он принял сан игумена Железноборовского монастыря. Доподлинно неизвестно, когда именно почил Иаков. Одни источники утверждают, что в 1442 году, другие — в 1451.
После преставления преподобного его мощи были положены под спудом в основанной им обители. Вскоре, гробница прославилась чудесными исцелениями.
И даже после того, как польско-литовские войска пронесли у монастыря и сожгли надгробную часовню, волею Божией, тело преподобного не пострадало. Обнаружилось это 5 мая 1613 года, когда восстанавливали монастырские храмы.
Обретение святых мощей преподобного Иакова стало важным праздником для Церкви. В этом священном событии было явное знамение благоволения Божия к России и восстановленному роду законных царей русских в лице воцарившегося Михаила Федоровича. Это осознавал и сам Михаил Федорович. Он видел явную милость Божию по отношению к себе, проявленную в этом событии.
С тех пор и повелось, что 5 мая по старому стилю празднуется день обретения мощей преподобного. Стало быть, но нашему современному календарю эта дата соответствует 18 мая.
Преподобный Варлаа́м Серпуховской
Информации о преподобном Варлааме сохранилось не так много. Неизвестно, откуда он был родом и в какой семье появился на свет. Первые записи о его жизни датируются 1360 годом и связаны с появлением Владычнего монастыря в Серпухове.
В летописи монастыря Варалаам указан, как «постриженик пустынный». И именно он отправился на поиски места для воздвижения монастыря.
Когда же преподобный вернулся к святителю Алексию и сообщил, что нашёл угодное Богу место, Алексий поручил Варлааму приготовить всё нужное для постройки.
Перед уходом преподобного, святитель творил напутственный молебен. Но стоило ему кончить отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. Святой Алексий тут же обратился к иконе Владычицы, и голос сказал ему взять Варлаама за руку.
Святитель поступил так, как ему сказала икона, и Варлаам встал весь в слезах. Преподобный вскоре отправился в путь. Он был строителем в монастыре 15 лет, после чего ослеп.
Без зрения преподобный прожил ещё два года. А перед кончиной он послал человека к святителю Алексию с просьбой похоронить его своими руками.
Когда Алексий пришёл в Серпухов, произошло чудо и Варлаам прозрел. А 5 мая 1277 года он преставился, и Алексий совершил над ним обычное погребение.
К сожалению, в летописи ничего неизвестно о том, как Варлаам руководил братством обители в иноческих подвигах. Также неизвестно о том, что говорил преподобный, когда напутствовал иноков и давал им последнее благословение.
Преподобномученик Ефре́м Новый, Неа-Макринский чудотворец
До недавнего времени о святом Ефреме ничего не было известно. Пока в 1950 году греческая монахиня сестра Макария не занялась восстановлением монастыря Благовещения, который был разрушен ещё в 15 веке.
Сестра Макария чувствовала, что это место святое и его важно восстановить. Каждый день она расчищала завалы и молилась Богу.
Однажды утром её голову посетила одна настойчивая мысль. Будто бы ей кто-то указал на место, где нужно копать. Эта мысль несколько раз приходила в голову сестре, и она повиновалась.
На этом месте Макария вместе с молодым работником сначала откопали очаг, три маленьких оконца и полуразрушенную стену. Всё это указывало на то, что некогда здесь находилась келья.
Раскопки продолжились, и вскоре были обнаружены мощи святого. На следующий день во время вечерней службе сестре Макарии явился образ святого и попросил позаботится о его мощах.
В первую же ночь после того, как сестра перенесла мощи в храм, ей снова приснился святой. Он поблагодарил женщину и сообщил, что его зовут Ефрем.
История перподобномученика постепенно открывалась на протяжении нескольких последующих лет через сны и видения различных людей.
Так и удалось восстановить житие Ефрема. Родился он в 1384 году, а в возрасте 14 лет ушёл в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Там он 27 лет прожил в молитве и воздержании. Затем, принял сан священника и стал хранителем монастыря.
В 1425 году его взяли в плен пираты-мусульмане и подвергли мучениям, требуя отречься от Христа. Ефрем отказался, и ещё восемь месяцев подвергался постоянным истязаниям.
А 5 мая 1426 года его привели во двор монастыря и подвесили вниз головой на дереве. Там он и предал дух Господу.
Почитание икон Божией Матери
В этот день почитаются три иконы Богородицы. Кратко рассмотрим каждую из них.
День почитания иконы Богородицы Дубенской (Красногорской) — это переходящее празднование. Он всегда приходится на Преполовение Пятидесятницы.
Эта икона чудесным образом явилась на дубе в Свято-Покровском Красногорском монастыре. Посему и называется она Дубенской или же Красногорской.
В 1922 году обитель разорили, и большую часть святынь передали в Черкасский музей. Возобновилась жизнь в монастыре только осенью 1941 года. Явленная в ветвях дуба Дубенская икона и поныне является главной святыней этого места.
Другая почитаемая в этот день икона — Богородицы Моздокская (Иверская).
Грузинская царица святая Тамара передала эту икону в один из храмов на Кавказе, как дар новопросвещённым христианам аула Марьям-Kay.
Долгое время икона хранилась в Куртатинском округе. Три раза она попадала в пожар, и все три раза оставалась целой и невредимой. А в 1768 по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа.
В дорогу они взяли с собой Иверскую икону. А когда они заночевали на берегу реки Терек, всю ночь окрестности освещал благой свет, исходящий от святого образа.
После питу одному из осетинов во сне привиделась Богородица, которая приказала оставить икону. Перенести куда-либо её так и не удалось, и дня неё была построена часовня А в 1796–1797 годах на этом месте воздвигли храм во имя Успения Богоматери. В 1799 году храм закрыли.
А после революции 1917 года икона была утеряна. Сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список.
Третья икона, почитаемая в этот день — Богородицы «Неупиваемая Чаша»
На этой иконе Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, а перед Ней — Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения — неистощимый источник духовной радости и утешения.
У появления этой иконы особенная история.
В 1878 году в Тульской губернии некий отставной солдат страдал от пьянства. Настолько, что пропил всё, что у него было, и стал нищенствовать. Затем у него отнялись ноги, но в образе жизни солдата ничего не изменилось.
Пока однажды во сне он не увидел старца. Тот приказал идти в Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы и отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Солдат проигнорировал слова старца, но тот продолжил являться во снах, грозно повелевая отправится к иконе.
И солдат повиновался. Когда же он добрался до Серпухова, его просьба отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» привела в людей в замешательство.
Икону нашли, но не сразу. В проходе из храма в ризницу действительно висел образ, на оборотной стороне которого написано было «Неупиваемая Чаша».
Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.
После этого многие люди, страдавшие от пьянства, возносили молитвы этой иконе.
Чудотворный образ «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия — в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
В этой статье мы поделились лишь небольшим фрагментом наследия православной веры. Если вам интересно узнать больше о православных праздниках, жизни святых, иконах или просто традициях христианства, приглашаем вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ.