Александр Свирский — православный русский святой. Память совершается 17 (30) апреля и 30 августа (12 сентября по новому стилю).
Благочестивая жизнь и духовные подвиги сделали его одним из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви. В публикации расскажем о житии, чудесном явлении ему Святой Троицы, а также об уникальных особенностях его святых мощей.
Житие преподобного Александра Свирского
Рождение и юность
Родители Александра были набожными людьми, вели истинно христианскую благочестивую жизнью. Жили они в приладожском селе Мандера, на берегу реки Ояти, притока реки Свири (ныне Ленинградская область). 15 июня 1448 года в их семье родился мальчик, которого крестили с именем Амос. Родители желали долгожданному сыну счастливого достойного будущего, поэтому отдали его на обучение грамоте и различным наукам.
Однако юному Амосу было трудно усвоить чтение и письмо, и это вызывало у него отчаяние. Единственное, что давало ему силы, было посещение храма. Благодаря молитве и помощи Божией он приобрел способности к учению и вскоре превзошел своих сверстников. С юных лет он усердно постился и молился.
Амос всегда ходил в скромной одежде и сторонился шумных развлечений. Когда пришло время жениться, юный подвижник всячески пытался избежать этого и стремился в Валаамскую обитель. Один монах, бывший проездом у них в деревне, советовал поспешить туда, куда зовет душа «пока сеятель злый не посеял плевела в сердце…»
Путь в Валламскую обитель и монашеская жизнь
Оставив отчий дом, юноша тайно отправился в монастырь. В пути не переставали происходить чудеса. Во сне юноша услышал таинственный голос, который благословил его в дальнейший путь и провозвестил сооружение обители на этом чудном месте. Также Господь послал подвижнику Ангела в виде путника, чтобы тот сопроводил и помог Амосу по дороге в обитель.
Юноша в Валаамской обители принял постриг с именем Александр и 13 лет провел в непрестанных трудах, молитве и посте в стенах монастыря. Преподобный избрал для себя безмолвное одиночное жительство и просил благословения на это у настоятеля.
Однажды во время ночной молитвы, подвижник услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Александр увидел великий свет, изливавшийся с юго-востока. На этот раз настоятель не отказал в благословении и отпустил монаха в назначенное Богом место. В 1487 г. Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, в 6-ти верстах от реки Свирь. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам.
Святой подвижник питался дарами леса, всецело предавался молитве, покаянию и труду. Господь помогал и давал силы преодолеть все невзгоды. В одиночестве и безмолвии праведник провел 7 лет.
Молва о преподобном отшельнике распространилась по округе, и к святому Александру стали притекать паломники.
Явление Святой Троицы
Преподобный Александр Свирский — новозаветный святой в истории, который удостоился явления Бога в трех лицах.
Прожив более 20 лет в свирской пустыни, Александр был утешен Божественным явлением.
В 1507 г., как написано в житии, во время ночной молитвы преподобному Александру явились трое Светоносных Мужей, облаченных в светлые одежды, с посохами в руках. Александр, павший ниц перед пришедшими к нему «во славе и светлости», услышал повеление создать церковь, собрать братию и устроить обитель.
«Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».
На иконе явления Святой Троицы можно увидеть, что двое из мужей Ангельских благословляют подвижника, а один протягивает ему руку, поднимая с колен.
Это было предвозвещением того, что преподобный Александр, создаст обитель и направит на путь спасения многих страждущих.
На месте Богоявления была построена часовня, а неподалеку воздвигнут Свирский монастырь, главный храм которого посвящен Пресвятой Троице.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) — современный светильник Русской православной церкви, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла на проповеди в день памяти преподобного Александра Свирского говорил:
«Явления Пресвятой Троицы преподобный заслужил своими подвигами. Безусловно, нашим долгом является верование в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Честно говоря, мы совершенно себя не знаем, но все что нам нужно, Господь нам открыл и все нам устроил. Всем нам необходима неугасаемая вера, и только верующий во Христа спасется. Преподобный Александр Свирский как раз является истинным светильником веры, подвижничества, пламенной любви ко Господу как для своих современников, так и для тех, кто подвизается на Валааме в наши дни».
Строительство храма и монастырской обители
Преподобный Александр после Божественного явления начал заботиться о сооружении церкви, а число братии между тем возрастало. На этом месте сначала была возведена деревянная церквушка. Преподобный Александр принял священнический сан, совершал Богослужения, но не переставал трудиться во славу Божию, подавая пример смирения и покорности своей братии. В 1526 году был построен первый каменный храм. Для своих духовных чад святой Александр Свирский был истинным целителем душ и врачевателем недугов.
Однажды старцу, пребывающему в молитве, явилась Божия Матерь и возвестила, что всегда будет покровительствовать обители и всем в ней живущим.
Преставление ко Господу
Блаженную кончину Александр Свирский принял на 85-м году жизни. Погребли его рядом с церковью Преображения, недалеко от обители, в общей братской усыпальнице. Произошло это 30 августа (12 сентября) 1533 года, а 17 (30 апреля) 1641 года мощи его были обретены нетленными.
Особенности мощей преподобного
Мощам Александра Свирского, преподобного старца, более 5 столетий. Лицо святого сохранилось до сих пор без изменений и схоже с его изображениями на старинных иконах. Удивительно, но его нетленные останки сохраняют постоянную температуру здорового человеческого тела — 36,6 градусов.
Мощи Александра Свирского являются объектом особого почитания для верующих. Это уникальная святыня Русской Православной Церкви.
Мощи святого обретали дважды. Первый раз в XV веке. Второй – в XX. Тогда на протяжении шести месяцев останки подвергались тщательному всестороннему изучению: к ним приглашали гистологов, рентгенологов, стоматологов, патологоанатомов, целью работы которых являлось установление подлинности мощей. Наконец, после полугодовой научной экспертизы исследователи пришли к выводу, что перед ними – тело Александра Свирского, монаха и аскета, почившего в 1533 году.
Уникальность мощей
При изъятии первой частицы от мощей игумен о. Лукиан (Куценко) был поражен увиденным:
«Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань. В музее анатомии Военно-Медицинской Академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».
Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:
«Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут — разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса — таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют».
Специалисты-медики определили, что мощи преподобного Александра Свирского — неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти святого подвижника находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах мировых ученых. То, что произошло с мощами преподобного Александра Свирского, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани.
Антрополог Бениволенской Ю. Д. после проведенных исследований говорит: «Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковой. Поражает сохранность тела».
У святого Александра Свирского, лицо сохранилось почти как живое. Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная. Цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком. Не удивительно, что только мощи святого Александра в ходе «Кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы — «восковой куклой».
Также мощи источают ароматное миро, которое подтверждает уникальность мощей.
Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах однажды даже слетались пчелы.
Иконография
Главная особенность икон святого Александра Свирского – это почти фотографическая точность черт лица.
Трудно писать иконы святого, жившего много столетий назад, но случай с преподобным Александром особенный. Это связано с мощами святого, которые передают в точности все черты лица без изменений.
Первая икона святого была написана не позднее 14 лет после его кончины, то есть в 1547 году.
Иконописцы писали образ нового русского святого по личным воспоминаниям. Преподобного, безусловно, помнили и лично знали многие, ведь святой Александр прожил долгую жизнь — 85 лет и 40 из них был наставником монахов.
Позже, переписывая иконы святого, мастера старались сохранить точность черт, как на первых образах. Критерий точности изображения святого – нетленные мощи, сохранившие облик старца.
Его лицо на иконах выражает мудрость, смирение и внутренний покой. Святой изображается с длинной седой бородой и волосами, что символизирует его многолетнюю аскетическую жизнь.
Его лицо обычно имеет мирное и смиренное выражение, которое отражает его духовную просветленность и близость к Богу.
Преподобный Александр Свирский помогает верующим укрепиться в вере, обрести долгожданного ребенка, утешает в житейских нуждах и семейных проблемах, помогает укрепить свое духовное и телесное здоровье.
Великий угодник Божий никого не оставляет безутешным. Известно множество чудес, происходящих с притекающими к мощам святого людьми.
«О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре…
Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему.
Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя…»
(из молитвы к преподобному Александру Свирскому)