Праздник Сретения Господня — один из 12 самых главных праздников в христианстве. С ним связана история одного ветхозаветного старца, который по преданию прожил 300 лет. И у этого столь длительного пребывания на земле был особый смысл. О необычной встрече и большом значении праздника, его церковных и иконописных традициях поговорим дальше в статье.
Предсказание и долгожданная встреча
В праздник Сретения мы вспоминаем евангельское событие, в котором участвовал старец Симеон, праведная Анна и Святое Семейство. Все они встретились в иерусалимском храме, когда Мария и Иосиф по традициям того времени привели Богомладенца для обряда посвящения Богу. Согласно обычаям ветхозаветного времени этот обряд посвящения происходил на 40-й день жизни младенца.
Праведный Симеон был уважаемым гражданином Иерусалима. А в те времена избирались ученые старцы для того, чтобы переводить книги. И ему было поручено перевести Священное Писание вместе с другими 72 переводчиками, учеными мужами, с еврейского на греческий язык для Александрийской библиотеки.
Переводя Книгу пророка Исаии, Праведный Симеон был смущен предсказанием о том, что Спаситель всего человечества родится от девы. Предполагая, что это ошибка, он хотел заменить слово «дева» на слово «жена». В этот момент явился ангел и, удержав его руку, сказал: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Пречистой Девы». Это и произошло с ним. По преданию, праведный старец прожил до трехсот лет. И все ждал избавления от бремени долгой жизни.
Старец не случайно оказался в храме, — его привел Святой Дух для встречи со Святым Семейством. И именно из уст Симеона прозвучали слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Эти строки сейчас называются песнью Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», и упоминаются они в Евангелии от Луки.
В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святом Причащении.
Так произошла предсказанная ангелом встреча старца Симеона со Христом. А по сути произошла встреча Ветхого и Нового заветов. В переводе с церковнославянского «срѣтение» означает «встреча». Отсюда и название праздника, которым вспоминаются события встречи древнего мира в лице старца и христианства.
В храме в тот день произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Рано овдовевшая, она жила при храме много лет. Евангелист Лука пишет о пророчице Анне: «Постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37–38). Поклонившись родившемуся Христу, Анна-пророчица отправилась рассказывать жителям города чудесную новость о появлении Мессии.
Особенности Праздника
Праздник Сретения всегда отмечается 15 февраля (по старому стилю 2 февраля). Праздник, с одной стороны, — Господский, и с другой, — Богородичный. Потому что в первые века славили Богоматерь. И по строю богослужения Сретение походит на праздники в честь Божией Матери. Важную часть составляют обращения к Богородице — в прокимнах на утрене и Литургии, в тропаре праздника. Прокимен — это небольшое молитвословие, которое поется перед чтением Евангелия, и в переводе с греческого означает «то, что предшествует чему-то». Служба Сретения по своему ритму высоко умилительная и трогательная.
Духовное настроение
Сретение Господне – один из самых древних праздников в христианской Церкви. Первые проповеди, приуроченные к празднику, произнесены были Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Григорием Нисским еще в IV-V веках. А в VI веке он стал общегосударственным для Византии. И впоследствии традиция праздничных торжеств распространилась по всему христианскому миру.
«В Сретении Господа окружают с одной стороны праведность, чающая спасения не в себе, а от Бога, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое, и сретишь Господа… Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца…» — так написано в книге святителя Иустина (Полянского), собиравшего мысли святых отцов.
Иконы Сретения
Главным сюжетом фресок и икон праздника является Дева Мария, которая передает Богомладенца на руки старцу Симеону. За спиной Богородицы обычно изображается Иосиф Обручник. Он несет в руках или в клетке двух голубей, которые предназначались для очистительной жертвы Богородицы — такова была ветхозаветная традиция. Анну-пророчицу обычно пишут позади праведного Симеона или за спиной Пресвятой Девы.
Изображение Сретения, которое дошло до наших дней одним из первых, можно увидеть на арке римской базилики Санта Мария Маджоре. Мозаика датируется первой половиной V века. В сопровождении ангелов Богоматерь идет навстречу святому Симеону с Младенцем на руках. Симеон уже готов принять Дитя на руки, в знак почтения его руки покрыты плащом. Далеко отстоят друг от друга Дева и старец, разделенные Иосифом, Ангелом и Анной-пророчицей. Но именно такова была античная традиция изображения императоров. Встретились и Ветхий и Новый Завет в своем уважительном почтении этой традиции.
В Кирилловой церкви в Киеве и в церкви Спаса на Нередице в Новгороде находились самые древние фрески XII века, изображающие Сретение. В Спаса на Нередице фрески в своей полноте известны только по фотографиям, потому что росписи сильно пострадали во время Великой Отечественной Войны. Сейчас их восстанавливают буквально по кусочкам. Интересен тот факт, что на фреске в Киеве Младенец был изображен лежащим на руках Матери, хотя обычно Его пишут сидящим
И самый, пожалуй, необычный вариант сюжета иконографии Сретения запечатлен в средневековой Грузии. На этих иконах изображается не алтарь, а горящая свеча, символ жертвы Богу. И этому тоже может быть объяснение. Вот, что говорил в своих проповедях и беседах священник Даниил Сысоев:
«Чин освящения свечей на Сретение был установлен в воспоминание слов Симеона Богоприимца. Он сказал, что Христос- Свет, который их освящает, Свет во славу народа Израильского. И этот Свет Христа, Который просвещает всех, символически являет Себя через свет горящей свечи… В день Сретения Господня мы освящаем свечи, чтобы разогнать тьму не столько физическую, сколько духовную… Главное предназначение свечи — это помощь при молитве. Чтобы молитва при горящей сретенской свече напоминала нам о нашей встрече с Богом…» (Из проповедей и бесед священника Даниила Сысоева. — Православный календарь 2014).
С событием Сретения тесно переплетена икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». У нее есть еще одно название – «Симеоново проречение». Иконописный сюжет нам напоминает слова старца Симеона, обращенные к Деве Марии: «А тебе самой оружие пройдет душу».
На икону «Умягчение злых сердец» очень похож образ «Семистрельной» Божией Матери. Отличие состоит в том, что у «Семистрельной» иконы четыре стрелы расположены с одной стороны, и три — с другой. На иконе «Умягчение злых сердец» по три стрелы расположено с обеих сторон, а седьмая — снизу.
Будем помнить, что не только свеча помогает молитве. Икона способна также настроить нас на пламенную и искреннюю молитву. И молитва может рождаться уже при самом написании иконы. И, возможно, первый такой честный разговор с Богом состоится, если взяться за создание иконы. В этом вам поможет «Русская Иконописная Школа».
Если вам близка тема православных праздников и вы хотите просвещаться в истории православия и христианского искусства, переходите в Телеграм-канал «Русской Иконописной Школы». Там вы также узнаете много интересного про саму школу, про то, как иконопись помогаем людям обрести мир в душе, точку опоры и укрепить веру в Бога и в себя.
Ссылка на Телеграм-канал https://t.me/elena_icon