Крещенский сочельник

18 января – навечерие Богоявления, Крещенский сочельник, день перед праздником Крещения Господня. Узнайте из публикации, как освящают воду в этот день и почему она считается особенной. А также зачем готовят сочиво и почему нужно строго поститься перед праздником Крещения Господня. 

Крещение ГосподнеБогоявление

19 января святая Православная Церковь отмечает праздник Святого Богоявления, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

Подробнее о празднике Крещения Господня читайте в статье на сайте «Русской Иконописной Школы» 

В этот день в реке Иордан Иоанн Предтеча крестил Господа нашего Иисуса Христа. В это самое время «в виде голубине» на Господа сошел Святой Дух, и был слышен небесный глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Тропарь праздника)

Крещенский сочельник

18 января — день Навечерия Крещения Господня. Иначе его называют Крещенским сочельником.

«Крещение Господне». Икона XVI век

Навечерие — преддверие церковного торжественного праздника. А название Сочельник связано с традицией готовить постное блюдо — сочиво.

О приготовлении этого кушанья расскажем далее в статье.

Почему положен строгий пост в Крещенский сочельник

Строгий однодневный пост 18 января в Крещенский сочельник уходит своими корнями примерно в III век. Воздержание в пище в этот день являлось, своего рода, аналогом древнейшего предпасхального поста конца II – начала III века. Сам же праздник Богоявления в те времена представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения Господня.

В силу важности грядущего события и благоговейной подготовки к нему, в настоящее время Православной Церковью установлен однодневный строгий пост. 

Еще больше подробностей о традициях и православии вы можете узнать на странице «Русской Иконописной Школы» ВКонтакте

В народе часто используют выражение — «нельзя есть до первой звезды», подразумевая при этом звезду на небе. 

Богослужение в праздник Навечерия Богоявления

Как и в Рождественский, так и в Крещенский сочельник принято не вкушать пищу до выноса свечи после утренней литургии 18 января и первого потребления крещенской воды, освящаемой в этот день.

Традиционно в день перед Крещением Господним принято готовить сочиво. Подробнее об этом блюде читайте дальше в публикации.

В монастырях в Сочельник совершается долгая служба, заканчивающаяся вечером. После нее следует Всенощное бдение. Поэтому для подкрепления и восстановления физических сил рекомендовалось быстрое постное блюдо из злаков с медом.

Сочиво

Со́чиво (кутья, коливо) – традиционное блюдо, которое готовится в Рождественский и Крещенский сочельник, из пшеницы, риса или других злаков и заправляется медом или просто сахаром. Также добавляются изюм, яблоки, чернослив, орехи и др. в зависимости от вкусовых предпочтений.

Освящение сочива после Богослужения в Крещенский сочельник

В богослужебных книгах словами сочиво, кутья, коливо принято называть одно и то же блюдо. Но, на практике, все же, каждое блюдо соотносят со своим конкретным событием:

  • сочиво — в Сочельник Рождества или Богоявления; 
  • кутья — на поминках; 
  • коливо — в пятницу первой недели Великого поста.

В Типиконе встречается четкое указание на употребление сочива в Навечерие: «И входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом» 

Типикон (от греч. Τυπικόν — образец, вид, норма) – Богослужебный Устав Православной Церкви.

Великое освящение воды

В Крещенский сочельник после Божественной литургии во всех православных храмах совершается Великое освящение воды. Великое, потому что чин освящения особенно торжественный. Это Таинство положено в память о евангельском событии Крещения Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан. Оно явило собой и первообраз таинственного омовения грехов, и освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. 

Освященную в Крещенский сочельник воду называют Агиасмой. Великое освящение воды совершается дважды — 18 января в Сочельник и 19 января в день Крещения Господня. Такая традиция установилась под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века.

Великое освящение воды 

Святая вода в Крещенский сочельник и в день Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа ничем между собой не отличается. 

Подробнее о Крещенской воде читайте в этой статье 

Православные верующие, следуя благочестивой традиции, этой святой водой окропляют свой дом и поют при этом тропарь Богоявления. 

К Крещенской воде принято относиться с особым благоговением — вкушать ее натощак с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». Для подкрепления своих духовных и физических сил при болезнях или нападках злых сил святую Крещенскую воду можно и нужно упореблять в любое время.

Крещенская вода является церковной святыней, с ней соприкоснулась благодать Божия, поэтому и относиться к ней нужно по-особенному – бережно хранить в отдельном месте. В этом случае святая вода не портится многие годы.

Святой Иоанн Златоуст так говорит: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника»

В Крещенский сочельник после Литургии при Таинстве освящения воды люди исполняются верой и радостью и устремляются за святой водой, чтобы освятиться через нее и самим.

Будем же все мы познавать Бога через благодать Его, посылаемую нам для укрепления в вере и спасения.

Последуем словам пастыря Православной Церкви протоиерея Димитрия Смирнова: «Если мы хотим пройти подвигом христианским, хотим достичь Царствия Небесного, хотим получить венец правды, который обещан нам Самим Богом через апостола Павла, мы должны возлюбить явление Христа Спасителя в мир, то явление, которое мы празднуем начиная с Рождества и кончая отданием Богоявления»

Еще больше полезной информации о православных праздниках, традициях и христианском искусстве вы найдете на странице «Русской Иконописной Школы» ВКонтакте