2 января православные христиане вспоминают одного из самых любимых и почитаемых святых: праведного Иоанна Кронштадтского. Он родился в очень бедной семье, в которой чтили Господа и соблюдали православные традиции. Ребенком св. Иоанн был очень слаб, часто болел, однако после того, как он получил Крещение, малыш окреп и быстро пошел на поправку.
В возрасте пяти лет Иоанн начал обучаться грамоте, но знания давались с большим трудом. В Архангельском приходском училище, куда его отвез отец, отрок Иоанн поначалу очень переживал по поводу своей успеваемости. Каждый день он горячо молился Богу и его просьбы были услышаны. Однажды ночью было ему откровение, с глаз будто бы спала пелена и мир вокруг обрел новый смысл. Иоанн словно воочию увидел учителя и услышал все то, что накануне было произнесено им на уроке. Так мальчик понял, что путь к знаниям открыт и принялся осваивать их с большим рвением. В итоге он после училища блестяще окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Он мечтал отправиться в глухую Сибирь или дикую Африку, чтобы проповедовать там Слово Божие. Но судьба распорядилась иначе. Однажды праведный Иоанн увидел во сне, будто бы он стал священником в кронштадтском Андреевском соборе. Ранее он никогда не был в этом соборе, однако во сне увидел его в мельчайших подробностях. Через некоторое время сон сбылся: праведному Иоанну Кронштадтскому предложили вступить в брак с дочерью протоиерея кронштадтского Елисаветою и принять сан. Когда праведный Иоанн впервые увидел кронштадтский Андреевский собор — то узнал его. Ведь это было то самое здание, которым он совсем недавно любовался в своем пророческом сне. Так св. Иоанн убедился в том, что все произошло по воле Господа и остался в Кронштадте.
Праведный Иоанн Кронштадтский: за что его искренне любили и люто ненавидели?
Надо сказать, что Кронштадт в ту пору был населен определенными людьми. Это были в большинстве своем работяги, грубые, невежественные мужчины и уставшие от их пьяных выходок, замученные жены. У них не было образования, не было стремления к другой, духовно наполненной жизни. Праведный Иоанн, который даже в браке сохранял чистоту и невинность – известно, что они с супругой взаимно договорились жить, как брат с сестрой – вызывал у некоторых из них раздражение. На фоне его благообразного образа жизни их будни выглядели жалкими и бессмысленными. Этот факт у многих вызывал зависть, досаду и злобу. Такое отношение со стороны простого люда никак не смущало праведного Иоанна: напротив, он приходил в их скромные лачуги и долго разговаривал с ними.
Однажды он пришел в дом к горькому пьянице, посадил на колени пробегавшего мимо малыша и разговаривал с ним, когда домой вернулся отец семейства. Он грозно глянул исподлобья на священника в ожидании осуждающей проповеди, но вместо нее услышал, как св. Иоанн оправдывает его грешные поступки. Праведник долго говорил с мужчиной, что счастье — там, где живут дети, о том, что хорошая, крепкая семья — это возможно, стоит только приложить определенные усилия. После этой по отечески заботливой речи, сердце хозяина дома оттаяло и он совершенно по другому посмотрел на привычные вещи. В его душе проснулась вера в доброе, хорошее, в любовь Господа нашего ко всем нам. Так священник подарил надежду на хорошее будущее и показал, что только доброта и любовь могут согреть, утешить и стать настоящим спасением для любого человека.
Людская молва о безграничной любви и чудотворных деяниях праведного Иоанна Кронштадтского мгновенно разнеслась по стране и за ее пределами. Люди массово приезжали на исповедь, причащение, церковные службы с его участием.
Праведный Иоанн трудился ежедневно с трех часов дня до самой поздней ночи. Он старался помочь каждому, кто обращался к нему: помогал в исцелении больным и указывал путь к спасению тем, кто заблудился в своих грехах и искушениях. За это народ щедро одаривал св. Иоанна деньгами и подарками. Святой раздавал нищим практически всё, что ему присылали, много средств направлял на восстановление и строительство храмов, школ, больниц… Богатые одежды, которыми одаривали его прихожане, св. Иоанн принимал и носил, но исключительно с целью прикрытия своих пастырских подвигов. Тех, кто продолжал злословить в его адрес, он не осуждал, а напротив: просил Господа простить их, ведь они не ведали, что творят. А при случае он снимал с себя и богатые одежды и даже бывало возвращался домой без своих сапог, которые отдал нуждающемуся мужичку.
В жизни св. Иоанна произошло немало знаменательных событий. Он находился у смертного одра императора Александра III, который отошел к Господу буквально у него на руках. Св. Иоанн преподавал в Кронштадтском городском училище и классической гимназии.
Он был прекрасным педагогом, на его уроках дети внимали каждому сказанному слову. Там не было нравоучений и сложных тем: праведный Иоанн Кронштадтский обладал даром просто и доступно доносить мысль до каждого ума и сердца. Дар исцеления, который открылся ему по божественному замыслу, помогал ставить на ноги даже безнадежно больных людей. Св. Иоанн стал любимым пастырем для русского народа еще при жизни и как же велико было людское горе, когда праведник отошел ко Господу! Это были самые массовые похороны за всю историю страны. Тысячи людей пришли проститься с тем, кто с искренней любовью заботился о них и отдавал всего себя служению Господу.
Как писали иконы с изображением святого Иоанна Кронштадтского?
Праведный Иоанн Кронштадтский канонизирован в 1990 году. До нашего времени сохранилось немало прижизненных фотографий и живописных портретов праведника: уже в то время люди стремились запечатлеть светлый образ любимого священника и сохранить его для своих потомков. Прочитать о святителе, образ которого также был впервые написан на основании портретного рисунка, можно в статье
Первый иконописный образ св. Иоанна Кронштадтского был создан к прославлению. Он изображен в одежде священника с потиром (сосудом для христианского богослужения) в руке.
Ростовая икона, написанная Архимандритом Зиноном (Теодором) изображает праведного Иоанна со свитком в левой руке, правая же обращена к Христу. На свитке — слова святого: «Величие несказанное и дар неизреченный – причастие Пречистого Тела и Крови Сына Божия».
Больше информации о житии святых, их подвигах во имя веры, мы всегда можете прочесть в телеграм-канале «Русской Иконописной Школы»: https://t.me/elena_icon.