15 мая Православная церковь празднует перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Давайте посмотрим на них из нашего материалистического XXI века. У святых Бориса и Глеба было все — молодость, красота, богатство, власть, сила. И они отдали своему преступному брату не только это, но и самую жизнь. Борис и Глеб безропотно подчинились убийцам, которых подослал Святополк. Они стали первыми русскими святыми. Как это произошло, почему Борис и Глеб так поступили — об этом читайте в нашей публикации. 

Русь конца X — начала XI веков представляла собой объединение более десятка княжеств с центром в Киеве. Конечно, киевские князья всегда старались поставить во главе подчиненных княжеств близких людей, в идеале — сыновей. Сделать это было нетрудно, семьи были большими и потомков хватало. Предполагалось, что родные по крови люди будут править в согласии друг с другом. 

Креститель Руси равноапостольный князь Владимир так и сделал. Ему было из кого выбрать: историки насчитали у него тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей от нескольких жен. Дочери в истории особой роли не сыграли. Немного расскажем о сыновьях. 

Князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом
XVI век

Владимир до крещения и после — это словно два разных человека. До принятия христианства это был ярый язычник, великий распутник и отличался довольно жестоким нравом. Можно себе представить, в какой атмосфере росли его старшие сыновья. После святого крещения Владимир сильно изменился, и младшие дети были уже совсем другими. С самого детства они воспитывались в христианской вере. Среди них особенно выделялись Борис и Глеб. Они с детства любили читать Святое Писание, проводили много времени в молитвах. Летопись рассказывает нам, как юные сыновья князя помогали бедным и делали другие добрые дела.  

Житие Бориса и Глеба

Когда сыновья подросли, князь Владимир начал подбирать им владения. Старшего сына Святополка он поставил управлять туровской землей (сейчас это южная Белоруссия). Борис был назначен княжить сначала в Волыни, затем в Муроме (потом его там заменил Глеб), а после в ростовской земле. Святополк, одержимый жаждой власти и мечтавший о киевском престоле, заключил союз с польским королем и в 1013 году попытался организовать военный поход против отца. Владимир вовремя принял меры и заключил непокорного сына в тюрьму в Киеве. 

Своим наследником креститель Руси видел Бориса. Он считал, что этот сын будет продолжать его политику и думал, что отдаст великое княжение в надежные руки. Конечно, это пошло бы стране на пользу. Однако все получилось не так, как планировал святой равноапостольный князь Владимир. 

Киевский князь тяжело заболел и вскоре умер. Узнав об этом, Святополк понял, что его время настало. Он сразу же вышел из-под ареста и объявил себя великим князем Киевским. Однако было препятствие — братья, которые, по мнению Святополка, могли претендовать на власть и отнять у него престол. Святополк судил по себе. Нет никаких сомнений, что он так и сделал бы. Борис в это время находился в Киеве, значит, первым делом надо было избавиться от него. 

Святополк отправил к брату убийц. К этому моменту под руководством Бориса была большая дружина, примерно восемь тысяч вооруженных воинов, готовых поддержать любимого военачальника. Он вполне мог остановить Святополка и захватить власть, однако не стал этого делать. Летопись передает нам слова Бориса: «Не подниму руку против брата моего старшего. Хоть и умер отец мой, брат будет мне вместо отца». Поистине христианское смирение и человеколюбие!

Когда к нему пришли убийцы, юный князь молился. Он знал, кто это и зачем они к нему посланы. Верный слуга Бориса, Георгий Угрин, пытался защитить своего господина, но первым пал от рук убийц. Борис вышел к ним со словами: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Воины пронзили его копьем… 

Не правда ли, как перекликаются слова святого Бориса с бессмертными словами Христа, звучащими в веках: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят»!

Несмотря на страшные раны, Борис был еще жив. Его завернули в ковер и повезли показать преступному брату Святополку. По пути убийцы с едва дышащим Борисом встретили двух варягов. Святополк, опасаясь, что первые посланники не исполнят приказ, решил отправить других слуг. Они и добили несчастного Бориса ударом меча. Тело святого страстотерпца тайно привезли в Вышгород и положили в храме Василия Великого. 

Оставался еще один претендент на престол — князь Глеб. Святополк предполагал, что Глеб будет мстить за Бориса. Как плохо он его знал! Междоусобная война для Глеба была страшнее смерти, и он смиренно принял свою участь. Святого зарезали, а его тело бросили на берегу реки. 

Памятный знак на месте убийства святого благоверного князя-страстотерпца Глеба

Скажем несколько слов о дальнейшей судьбе Святополка. Он думал, что все преграды устранены. Но в этой истории каждый получил свое. Святые Борис и Глеб прославлены в лике святых.  А Святополк сгинул в безвестности и вошел в историю с именем «окаянный». Он прожил после убийства братьев всего четыре года и умер в бегах. «Повесть временных лет» рассказывает нам, что перед смертью он был наказан параличом и безумием. 

Перенесение мощей

Как мы помним, после убийства тело Глеба было брошено у реки. Нашли и похоронили его уже по приказу Ярослава Мудрого. Этот великий князь был еще одним сыном крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. Он глубоко почитал своих убиенных братьев и сделал все, чтобы их тела погребли по христианским традициям. Мощи святого Глеба были перенесены в Вышгород и упокоились вместе с телом брата у церкви святого Василия. На месте убийства Глеба сейчас установлен памятный знак. Прославление князей-мучеников началось практически сразу после их смерти. У их гроба стали совершаться чудесные исцеления. 

Прославление святых Бориса и Глеба

Вдумчивый читатель обязательно спросит нас: «Как же так? За что канонизировали Бориса и Глеба? Они же отдали все без борьбы. Мы почитаем Александра Невского и Дмитрия Донского, князей-воинов, а в ситуации с Борисом и Глебом видим прямо противоположное». 

Церковь в Вышгороде, освященная в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Князья были молоды — обоим не исполнилось еще и тридцати лет. Конечно, они хотели жить. Однако Борис и Глеб не пошли против совести и против православия. Они не дали разгореться междоусобной войне, не подняли руку на брата, не ответили злом на зло. Святые Борис и Глеб смиренно приняли свою участь. Их канонизировали как страстотерпцев. Подвиг страстотерпца заключается в том, что он принял смерть от руки единоверца, не держал зла на убийц и не сопротивлялся, но пострадал за исполнение Божиих заповедей. 

Даже после смерти они продолжали помогать Руси. Святые Борис и Глеб являлись святому благоверному князю Александру Невскому перед Невской битвой и сражением на Чудском озере. Они ободряли другого святого князя — Димитрия Донского — на поле Куликовом. Святые Борис и Глеб остались поддерживать нас, помогать нам строить, созидать и молиться. 

Бесконечное смирение — как трудно принять его современному человеку! Святые страстотерпцы Борис и Глеб из глубины веков показывают нам не только подвиг смирения, но и безграничную любовь к Богу, пример нестяжательства, милосердия и доброты. А ведь они совершили свой подвиг, когда после крещения Руси не прошло и трех десятков лет! Ничтожный срок не только в масштабах истории, а и с точки зрения человеческой жизни. 

Иконография 

Изображения Бориса и Глеба были широко известны еще в Киевской Руси.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Ранний XIV век

Перед нами одна из ранних икон, посвященных подвигу братьев. Святые не стоят на земле, а словно парят в воздухе, чудесным образом являясь нам. Их лица сосредоточены и наполнены печалью, внимательный взгляд проникает прямо в душу. 

В руках братьев мечи — атрибуты княжеской власти. Каждый из них держит крест, который является символом мученической смерти. Икона с первого взгляда поражает обилием ярких богатых оттенков, подобранных таким образом, что каждый из них дополняет и усиливает друг друга. В этой иконе притягивают взгляд спокойные лаконичные линии, выразительные силуэты и сдержанность. 

Еще одна икона, посвященная святым Борису и Глебу — страстотерпцы изображены верхом на конях. 

Икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба на конях
Сер. XIV в.

Здесь перед нами более мягкие оттенки. Все внимание приковано к святым князьям, представленным в движении. Торжественно выступают кони, В правом верхнем углу на них глядит благословляющий Спаситель. В руках Бориса и Глеба копья, украшенные прапорами. 

Если вам интересна история православия и христианского искусства, вы хотите прикоснуться к прекрасному и изменить свою жизнь, желаете вступить на путь, ведущий к спасению души — приглашаем вас в наше доброе сообщество. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете не только обрести гармонию в душе, но и научиться самостоятельно писать иконы.