6 сентября Православная церковь отмечает праздник Петровской иконы Божией Матери. Образ написал митрополит Московский и Всея Руси Петр, когда служил игуменом в Спасо-Преображенском Ратском монастыре.
Будущий митрополит родился на Волыни в 1260 году, в западной части Украины, в семье благочестивых родителей. В юном возрасте он ушел в монастырь, принял иночество и начал писать иконы, которые дарил братии и паломникам.
За подвижническую жизнь в труде и послушании инок Петр был рукоположен в сан иеромонаха. Спустя время, будущий митрополит получил благословение оставить обитель и уединился на берегу реки Рать для молитвенного подвига. Вскоре на месте маленькой кельи, где тайно молился будущий святой, возвели монастырь и избрали инока-иконописца игуменом.
О новой обители вскоре начали узнавать все. Много людей стекалось в обитель, чтобы помолиться. Князь Галицкий Юрий Львович приезжал к Петру просить пастырского благословения и сердечных молитв.
Здесь же, в Спасо-Преображенском Ратском монастыре, иконописец игумен Петр написал икону Пресвятой Богородицы, которую преподнес в дар Митрополиту Всея Руси Московскому и Киевскому Максиму.
Митрополит Максим принял ценный подарок и привез икону Божией Матери в город Владимир на Клязьме, где находилась его кафедра.
До своих последних дней митрополит Московский и Киевский Максим хранил святую икону у себя в келье, она была для него самым ценным и любимым молельным образом Приснодевы – Владычицы.
Святыня сама выбирает, где ей находиться
Когда митрополит Максим скончался, то за престол разгорелась самая настоящая битва. Игумен Геронтий, желая получить сан святительства, взял с собой Петровскую икону Богородицы, облачение, пастырский жезл и отправился на корабле по морю к Патриарху Афанасию в Константинополь.
Многие люди не хотели, чтобы Геронтий становился Московским Патриархом. Тогда московский князь Юрий Галицкий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, чтобы помешать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Петр повиновался князю и отправился в Константинополь, прибыв туда раньше Геронтия.
Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря.
Пресвятая Богородица явилась к нему ночью и сказала:
«Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр, служитель Сына Моего, и Бога, и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой, Христос Господь, пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».
Константинопольский Патриарх Афанасий утвердил Петра на пост митрополита всея Руси. Он вручил Петру икону Богородицы, написанную им и взятую у Геронтия со словами: «Приими Святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».
Советский и российский искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» , Людмила Александровна Щенникова в статье «Иконы Богоматери, чтимые Московской Руси XIV- XV веков» высказала гипотезу о том, что «первой чудотворной иконой Москвы была Богородица письма митрополита Петра».
По молитвам перед Петровской иконой Богоматери совершалось множество чудес. В летописях говорится о том, что она не один раз спасала Москву от нашествия врагов. В источниках XV века образ именуют « животворивым» или возрождающим. По некоторым сведениям, эта икона могла находиться возле гроба святителя Петра и ей особо поклонялись московские священнослужители.
С ней отправлялись на поклонение святым мощам и ходили на крестный ход, неся ее перед собой. Цари, совершая военные походы, брали образ Петровской Богоматери с собой. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича, первого русского царя из династии Романовых.
Образ не пишется, он живет
Образ Богоматери, написанный Святым Петром митрополитом Московским, живет в сердцах многих людей до сих пор и особо дорог москвичам. Ведь Петр это единственный московский патриарх в истории, который жил не в Москве, но мощи его хранятся в Успенском Соборе Московского Кремля.
Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
«Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших».
Самый точный список Петровской иконы Божией Матери
На рубеже XIX -XX веков чудотворная икона исчезла из Успенского Собора, от нее в южном пристенном иконостасе осталась только небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, датированная концом XIV началом века XV.
Возможно, она и является чудотворной древней иконой, поскольку полностью совпадает с копией, созданной иконописцем Назарием Савиным в 1641 году.
Она повторяет не только иконографию кремлевской иконы, очень точно, вплоть до мелких деталей, но и типы ликов с их своеобразными чертами. Это единственный из списков, который имеет название «Петровская».
На обороте иконы имеется вкладная надпись: «Лета 7123 го (1614) декабря в 5 де сеи образ пречистои, писмо Петра митрополита выменил, в Казани Никита Григоревич Строганов у Назарья Истомина сына иконника, дал 50 ».
Существуют Новгородский список XIV века, который хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Чтимый список XVI века, хранящийся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове, имеется чтимый список в Калуге. Список с Петровской иконы Божией Матери был подарен Святейшему Патриарху Кириллу в 2010 году братией Высоко-Петровского монастыря и с тех пор эта икона хранится в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршем местом.
Петровская икона Пресвятой Богородицы — это символом возрождения. Она исцелила множество людей. К ней обращаются за помощью и советом, чтобы принять правильное решение в трудные периоды жизни.
Священник Сергий Крейдич говорит: «Как Святыня выбирает, где ей находиться. Она не просто покинула ночью недостойного человека, появившись вновь в келье этого игумена, а вернулась через Патриарха к тому, кто ее написал, как благословение на более высокое и трудное послушание».
Отец Сергий высказывает здесь еще одну очень важную мысль. Он говорит о том, что не икона, не образ, изображенный на ней помогает верующим в их просьбах, выступает неким аккумулятором, собирающим в себе энергию молящихся, а потом ее отдает. Отнюдь. Как мы знаем из истории Петровской иконы, именно сама Богородица, Сама Владычица Небесная защищает своим покровом и помогает людям на их духовном пути. Иное отношение стоит рассматривать как неправильное с позиции Православного Христианства.