«Взыскание погибших». XIX в. Рыбинский государственный
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

18 февраля Церковь вспоминает чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших». До наших времен сведений о происхождении иконы не сохранилось, однако есть многочисленные свидетельства о спасении людей, которые обратились к Богородице за помощью.

Так, в XVII в. крестьянина Калужской губернии Федора Обухова в степи настигла сильная метель. Это был январь, день Крещения Господня. Федор ехал в повозке, запряженной лошадьми. Когда разыгралась пурга и небо стало одного цвета с землей, на пути путников возник черный овраг. Кони к тому моменту обессилели и встали на краю бездны, словно вкопанные. Федор понял, что спасти его может только чудо, лег на спину и принялся истово молиться. С его замерзающих уст сорвалась не только горячая просьба о спасении, но и обещание украсить деревенский церковный приход образом Богородицы «Взыскание погибших». Федор молился, метель не утихала. Со временем силы оставили его окончательно и он заснул. Казалось бы: впереди — верная погибель.

О том, как и кому молиться о спасении и помощи в делах, можно прочитать в статье:
https://christianart.online/svyatye-i-ikony-komu-molitsya-o-pomoshhi-v-delah/ 

В это время в соседнем селении крестьянин сидел у окна в теплой избе и неожиданно услышал: «Возьмите». За окном — непроглядная тьма, бушует метель, кто же произнес эту фразу и что она означает? Он накинул тулуп и вышел на крыльцо. Каково же было его удивление, когда прямо перед домом обнаружились запряженные сани, в которых находился дрожащий от холода, но живой Федор Обухов. Крестьянин помог ему согреться и таким образом спас его.  Федор не забыл о данном обещании и, как только оправился от последствий переохлаждения, выполнил обет. Заказанный им список с иконы Георгиевской церкви Орловской губернии прибыл в храм деревни Бор Калужской губернии. 

Икона «Взыскание погибших». Около 1783 г. Центральный музей
древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва.

История хранит множество свидетельств чудесных спасений тех, кто молился у образа «Взыскание погибших» в Борском храме.  Люди обращались к образу Богородицы и просили защитить их не только от физической смерти, но и от духовной погибели. И заступница помогала избавляться от пороков и зависимостей, тяжелых недугов и нужды. Молитвы прихожан храма из села  Малижина Харьковской губернии к образу Богородицы «Взыскание погибших» троекратно избавили местных жителей от холеры.     

«Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

  Образ «Взыскание погибших» — самая почитаемая святыня
храма в честь «Воскресения Словущего»

До глубины души поражает предание о событиях прошлых лет, связанных с перенесением образа в храм в честь «Воскресения Словущего» (Москва). Так до нас дошла история одной семьи, живущей в XIX веке. Икона «Взыскание погибших» была частью домашнего иконостаса большой и дружной семьи. Однажды в их дом пришла беда: не стало матери семейства. Вдовец отчаянно молил Богородицу устроить жизнь осиротевших дочерей. Вскоре девушки благополучно вышли замуж. После того, как просьба была услышана, мужчина решил, что недостоин владеть драгоценным, чудотворным образом в одиночку. Он бережно завернул икону в ткань и отнес в храм в Палашевском переулке. Если бы он мог знать, что произойдет с ней спустя некоторое время!

В 1812 году храм разорило войско Наполеона. Грабители хватали все, что блестит и представляет по их мнению ценность. Святыню же раскололи на три части и бросили среди хлама. Позже икона была обретена, восстановлена и торжественно перенесена в храм в честь «Воскресения Словущего». Образ и в наше время является наиболее почитаемой святыней храма, к которому не иссякает поток людей, нуждающихся в помощи, защите и утешении. 

Для жителей Самары это особо чтимая икона и нам особенно отрадно о ней писать, ведь «Русская Иконописная Школа» тоже находится в Богохранимом граде Самара.

С этой удивительной иконой Божией Матери связаны события, которые происходили сотни лет назад! О них стало известно из очерков самарского священника Петра Альбицкого, написанных в 1896 г.

Впервые икона была явлена воеводе по фамилии Кадышев. Он обнаружил ее в водах реки Волги, в городе Саратов. Немало чудес происходило от святого образа и после того, как воевода завершил свой земной путь,  икона стала хранительницей рода Кадышевых.  Позже Анна Ивановна Кадышева основала женскую монашескую общину возле с. Раковка Самарской губернии, куда принесла с собой чудотворную икону.

На поклонение чудотворной иконе православные христиане шли со всей губернии. Монастырская летопись хранит множество свидетельств чудес, творимых верою и благодатью. 

Монастырь закрыли после революции и сегодня образ хранится в Самарском Покровском кафедральном соборе.

Что изображено на иконе «Взыскание погибших»?

Икона «Взыскание погибших». 1841г. Центральный музей древнерусской
культуры и искусства им. Андрея Рублева. Москва.

«Взыскание погибших» иконографически восходит к западно-европейским образцам. На иконе Богородица изображена в положении сидя. Спаситель стоит на Ее коленях, приникает щекой к Ее лику и обнимает Божию Матерь Своей десницей. Примечательно, что здесь руки Богоматери заключают в объятия Богомладенца. Такое положение рук совсем не характерно для  Богородичных икон. Обычно на иконах руки Богоматери держат Младенца или сложены в молитвенном жесте. 

Хотите узнать больше об иконописи и научиться писать образы самостоятельно? Приходите на бесплатный онлайн-вебинар «Русской Иконописной Школы»