иконописный

Как святые изображения попали на рыбу и рыбьи кости? Иконописный канон, почитание икон – часто слышим эти термины. За ними стоят важные для всех христиан смыслы. Качественный левкас, олифа, яичный желток, натуральные пигменты, правильно подготовленная доска – залог сохранности иконы на многие года и столетия. Но не всегда под рукой оказывались необходимые материалы. И тогда в ход шли самые необычные предметы. В этой публикации поделимся историями и изображениями икон, которые сделаны из материалов непривычных для широкого круга людей.

Нарушенный иконописный канон или почитание иконы?

Нарушение догматического порядка – это нарушение фундаментальных основ веры. Мы расскажем о необычных случаях, когда написание иконы на первый взгляд может выглядеть, как ересь, а по факту может быть неким народным почитанием. Ведь иконы даже в древние времена писали не только маститые иконописцы. Громких имен не так уж и много, и купить иконы из-под кисти таких мастеров мог не каждый.

Мастер-иконописец Елена Стажук, основатель «Русской Иконописной Школы».
Работает над ликом иконы св. Матроны Московской.

О трех самых известных иконописцах можно прочитать более подробно. Конечно же, на Руси икон нужно было гораздо больше, чем могли обеспечить своей работой св. Андрей Рублев, Феофан Грек или Симон Ушаков. Писанные иконы были в каждом доме, а писали их обычные люди, часто самоучки, или выучившиеся иконописному ремеслу у какого-нибудь местного богомаза (иконописца). 

В «Русской Иконописной Школе» обучают писать иконы по всем канонам каждого желающего. В любом возрасте и с любым навыком рисования. Подробнее можно узнать на
бесплатном вебинаре

 Без икон нет православного вероучения. И иконопочитание догматизировано в православии, то есть подчинено строгим правилам. Но история видела всякое. 

Удивительный иконописный факт 

Все знают о древнехристианском символе, который обозначает Иисуса Христа – ИХТИС. Первыми буквами греческого слова ИХТИС, что означает «рыба», зашифрована надпись «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Но одно дело, когда рыба символизирует Иисуса Христа, и совсем другое дело, когда Иисус Христос изображается на рыбе. В Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга можно увидеть этот образ, написанный масляными красками на сушеной рыбе еще в XIX веке.

Изображение Иисуса Христа на сушеной рыбе камбала. XIX в.,
Собиратель И.А. Зарецкий, 1906 г. Из открытых интернет-источников.

Такие изображения идут корнями от чумаков, торговцев в XVI–XIX веков, которые торговали в основном солью и рыбой, перевозя их на большие расстояния. Также как, благочестивые современные христиане располагают иконы в своих автомобилях, и чумаки прикрепляли эти «рыбные иконы» к своим повозкам. Да и писали эти образы, скорее всего, сами чумаки. 

Выставляются в музеях также иконы, написанные на рыбьих костях. Так, например, можно было видеть необычные экспонаты в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенного в стенах Спасо-Андроникова монастыря в Москве. На выставке «Паломнические реликвии. Святая Земля, Афон, Россия. XVI – начало ХХ века» были представлены изображения на черепах рыб из водоёмов, упоминаемых в Евангелии и связанных с земной жизнью Христа. 

Явление Христа апостолам на
Тивериадском озере.
Икона на рыбьей кости. Начало XX века.
Палестина.
Рыбья кость, смешанная техника.
27,2 × 16 × 6,7 см. Собрание А.Ю. Яценко.
Фото с ресурса музея.
Святая Троица (Сопрестолие).
Икона на рыбьей кости.
Начало XX века.
Палестина.Рыбья кость,
смешанная техника;
металл.
19,5 × 11 × 5,7 см.
Собрание А.Ю. Яценко.
Фото с ресурса музея.

Таким образом, несмотря на сложившуюся иконописную традицию, хоть и редко, можно встретить варианты каких-то местных традиций, которые не укладываются в сознании благочестивого человека. Поэтому такие варианты икон безвозвратно ушли в прошлое вместе с чумаками, которым был недоступен другой материал для изготовления икон. Или остались в музейных коллекциях для истории.  

Еще больше о христианском искусстве, иконописи, православных традициях можно найти в Телеграм-канале «Русской Иконописной Школы»