«…Иконы суть видимое невидимого.., но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего…»

Св. Иоанн Дамаскин (675 г. – ок. 758 г.)
«Три защитительных слова в поддержку иконопочитания»

Христианское искусство нередко удивляет исследователей своим многообразием. Казалось бы, если строго следовать устоявшимся веками правилам и художественным приемам, то в результатах, достигнутых разными мастерами, не должно быть существенных отличий. Но не все так просто. В предлагаемой Вашему вниманию статье мы рассмотрим то наследие и традиции, на основе которых формировалась уникальная русская иконописная школа.

Один из основных признаков Православия – особое, почтительное и исполненное благоговения отношение к иконе. Это не просто изображение. Православная икона это окно в духовный мир. С глубокой древности она являла верующим Бога и доходчиво на понятном для всех языке образов поясняла Святое писание.

В православном искусстве  сосуществуют, дополняют и взаимно обогащают друг друга несколько традиций – византийская, русская и академическая (живописная).

Написанная в византийской иконописной традиции Владимирская икона Божьей Матери, первая треть XII века

Отличия между ними, во многом, обусловлены использованием разных материалов и техник работы с ними. Величественные мозаики Византии, Греции и Италии – следствие доступности керамической глины и мрамора всевозможных оттенков, а также чистого морского песка, пригодного для изготовления стеклянной смальты.

В распоряжении европейских живописцев имелись как пригодные для фресок каменные стены многочисленных соборов, так и дешевая холстина, изготовляемая из льна или конопли.

Большинство христианских храмов на Руси возводились из дерева. Они мало подходили для мозаики и монументальной росписи, однако изобилие дерева  позволило создавать иконы, в том числе и больших размеров.

До XV века в Европе повсеместно использовалась темпера — краска из натуральных пигментов, связанных эмульсией на основе яичного желтка. Примечательно, что само слово темпера итальянского происхождения – от «temperare», что буквально переводится – «смешивать в определенной пропорции». Однако c XV века в Европе она постепенно вытесняется более дешевыми и более подходящими для работы на холсте масляными красками.

Имеются и другие различия. Поговорим о них ниже.

Византийская традиция

Написанная в византийской традиции икона – это невидимый глазом условный и вневременной образ Царствия Небесного без чувственного, политического или коммерческого подтекста. Для нее характерны:

  • условность изображения – выписываются не столько конкретные лица и предметы, сколько идея;
  • отсутствие признаков плотской и чувственной выразительности образов;
  • обратная перспектива – точка схода расположена не на линии горизонта в глубине иконы, а на уровне глаз стоящего перед ней человека. При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а не уменьшаются, как в прямой перспективе;
  • отсутствие внешнего источника освещения. Свет исходит от самого образа;
  • изображение единовременно – в одной композиции могут быть объединены события и персонажи разных эпох. При этом сама композиция, в большинстве случаев, статична. Движение, как и эмоции, передаются намеками – наклоном головы и фигуры, взглядом и прикосновением;
  • лица персонажей, как правило, изображаются фронтально. Даже если фигуры обращены друг к другу, лица развернуты в три четверти к человеку, смотрящему на образ. 

Русская традиция

Русская традиция является прямой наследницей Византийской. Первые христианские храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах оформляли приезжие византийские иконописцы. Им помогали и, одновременно, учились у них русские мастера. Так складывалась русская иконописная традиция.

Для русских икон XII-XV вв., по сравнению с византийскими, характерно увеличение размеров. Этому способствовало изобилие дерева, как относительно недорого материала.

Постепенно меняется и сама икона. Она становятся светлее, а выражение ликов приобретает торжественность и даже большую, по сравнению с византийской традицией, аскетичность. Сюжеты более лаконичные. В связи с тем, что иконы размещаются на стенах храмов и рассматриваются верующими с большого расстояния, в них обобщаются мелкие детали и упрощаются формы.

На новых землях древнее искусство наполняется и новым содержанием – красками, сюжетами и эмоциональными оттенками. В соответствии с русскими народными традициями переосмысливаются образы Господа, Божьей Матери,  Святых Апостолов и Святых Угодников.

Икона «Устюжское Благовещенье», написанная до 1130 года. Одна из немногих русских икон домонгольского периода.

Живописная (академическая) традиция

Живописная традиция написания Святых образов связана с завершением в европейском искусстве периода средневековой готики и началом эпохи Возрождения. Она отличается от  византийской традиции стремлением к внешней достоверности материального мира и начинает проникать в Россию уже в XVI веке. Даже одно из названий новой традиции – «Фряжское письмо» говорит о его происхождении.  Фрягами на Руси называли выходцев из юго-западной Европы, преимущественно итальянцев.

Друзья, хотите узнать еще больше об истории православия  и христианского искусства? Приходите на наш бесплатный вебинар.

Икона фряжского письма «Божья матерь с младенцем», конец XVII века. Центральный музей им. Андрея Рублева, г. Москва, Россия.  Иконописец – Карп Золотарев (1656 г. – 1700 г.), работал в Оружейной палате Московского Кремля, позднее возглавил золотописную мастерскую Посольского приказа.

Пластичность и чувственность образов на иконах, написанных в живописной традиции, достигается за счет придания им объема путем светотеневого тонирования, а также использования прямой перспективы, детализации черт лица, прописывания натуралистичных элементов одежды и драпировок.

Одним из основоположников живописного стиля в русской иконописи считается Симон Ушаков (1626 г. – 1686 г.) – руководитель мастерской Оружейной палаты Московского кремля. Ему удавалось сочетать в работе наследие старых мастеров с новыми приемами. В частности это проявилось на иконе «Спас Нерукотворный», где реалистичные складки драпировки придают глубину композиции и усиливают впечатление от выписанного согласно византийской традиции лика Иисуса Христа.

Икона «Спас нерукотворный», написанная иконописцем С.Ушаковым в 1658 году для Троице-Сергиевской Лавры. Государственный исторический музей, г. Москва, Россия

Развитие русской академической традиции

Ученики и последователи С.Ушакова сохраняли стиль «Оружейной палаты» до первой половины XVIII века. Иконопись этого периода отличает сдержанное моделирование объема, повышенная декоративность, широкое использование золотых пробелов. Собственно живописное, академическое письмо получило широкое распространение в конце XVIII века, благодаря активной деятельности Академии художеств, основанной в 1775 году в  г. Санкт-Петербург.

Академическое образование в среде иконописцев стало обычным явлением. Одновременно с иконописью в России XVII-XIX  вв. бурно развивалась светская, в том числе портретная и историческая живопись. Класс исторической картины Академии художеств был ведущим классом. В нем разрабатывались как античные, так и библейские и евангельские сюжеты.

Это способствовало появлению нового восприятия иконы. Религиозная живопись, зародившаяся в Академии художеств, начинает влиять на восприятие образов Спасителя, Богородицы, Ангелов и Святых Угодников. Их начинают воспринимать как документы, фиксирующие события Священной истории.

Икона «Святая Екатерина» из Казанского собора г. Санкт-Петербург, 1804-1809 гг., В.Боровиковский, Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург, Россия

Кроме того, известны случаи, когда некоторые прижизненные портреты Святых, исполненные до их канонизации, брались за основу соответствующей иконографии.

Прижизненный портрет Святого Серафима Саровского, 1828 год
Икона «Святой  Преподобный Серафим Саровский», начало XX века

Отношение Русской Православной церкви к академической традиции в иконописи  в разное время было неоднозначным. У Руси отсутствует собственное античное наследие. Иконопись пришла к нам в XI веке уже после длительного периода своего становления и развития. О том, что христианское искусство основано на  идеалах античности в России  стало известно только в Новое время, в  эпоху Просвещения.

Икона «Спас Нерукотворный», 1861-1882 гг. И.Е.Репин

Вместе с тем со второй половины XVIII века живописные иконы стали украшением значительного числа русских церквей. Некоторые из них признаны чудотворными. Перед ними молились великие русские Святые XVIII — начала XX века., в том числе Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Оптинские Старцы и другие подвижники. В академическом стиле работали иконописцы  монастырских мастерских на Святой горе Афон и Валааме. Уже в наше время в русских Православных Храмах мирно сосуществуют образа как византийской, так и живописной традиций, пользуясь любовью и почитанием многих поколений верующих.

Икона «Богоматерь радость всех радостей (Серафимово Умиление)», 1905 год, иконописцы Аристарх и Василий Дадыкины, Государственный музей Палехского искусства, г. Палех, Россия

Друзья, хотите узнать больше об истории православия, иконах и иконописи? Обрести мир в душе и найти свой путь к Господу?

Вам поможет «Русская Иконописная Школа». В ней бережно сохраняется древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы мастеров-иконописцев. 

Основатель и руководитель «Русской Иконописной Школы» Елена Стажук собрала и обобщила опыт многих поколений русских православных мастеров. Елена разработала уникальную методику, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов даже если до этого не рисовали и никогда не держали кисти в руках. 

Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.