Путешествуя по городам нашей великой и богатой Родины, несколько раз встречала в церкви достаточно необычное для невоцерковленного человека явление. Оно было в храмах при монастырях. Тогда у меня в голове как-то всплывал вопрос: “Кто такой алтарник?”
Когда первый раз увидела выходящую из алтаря монахиню, то была очень удивлена. Ведь с детства помню, что алтарь — это особое место, в которое не может войти женщина. Даже при крещении младенцев во время воцерковления священник заносит в алтарь только мальчиков, а девочек лишь подносит к иконостасу. И когда несколько раз подряд я встретила в монастырских храмах монахинь алтарниц, то решила разобраться в этом вопросе. Итак, кто такой алтарник и могут ли женщины заходить в алтарь? Давайте разбираться вместе.
Как появились алтарники
В церкви есть каноны, правила, которые приняты на Соборах и не могут нарушаться, а есть традиции, которые считаются благочестивым обычаем. Воцерковление мальчиков в Таинстве Крещения через внесение в алтарь — это лишь традиция, сложившаяся на протяжении столетий. Мальчик может и не стать священником, но он станет главой домашней церкви – главой семьи. А женщина — это помощница мужчины.
Сейчас на земле есть один алтарь, в который могут войти не только священники. Это Кувуклия — пещера, где воскрес Христос. Кувуклия служит алтарем в храме Гроба Господня и туда может войти любой паломник или паломница и приложиться к месту, где лежало тело Спасителя.
Появление алтарников произошло на конкретном этапе истории Церкви. Они нужны в алтаре для помощи священнику во время богослужения, чтобы он не отвлекался на такие моменты, как: разжигание ладана для кадила, открытие Царских Врат. Раньше алтарники назывались пономарями.
В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка отдельных богослужебных сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Помощь пономаря позволяет проводить службу чинно, без суеты. Пономари могут также исполнять обязанности чтецов.
Очевидно, что пономарь не является священнослужителем. Он считается церковнослужителем.
Женщина в алтаре
Но вернёмся к нашей теме о женщинах в алтаре. Когда я разбиралась в вопросе, то смогла найти очень мало информации, которая бы четко разъясняла возможность женщинам входить в алтарь. В основном в статьях перепечатывалась одна и та же цитата: «Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил:
Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу (правило 69).
Епископ Никодим (Милош) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. »
«Алтарь предназначен только для священных лиц», – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконивают. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь. Причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь ввиду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады». (по материалам Православие.ру).
Но есть же эта практика! Я даже припомнила случай, что матушка Мария Самарская тоже входила в алтарь.
И тут на просторах интернета я наткнулась на сайт храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина. В этом храме настоятелем служит протоиерей Борис Балашов. Батюшка еще с 1961 года стал участвовать в литургической жизни Православной Церкви как служка в алтаре. А в 1974 году был рукоположен во священный сан. На его долю выпали годы безбожного времени, когда служение священника в храме ежедневно проходило под внимательным присмотром двух-трех информаторов-соглядатаев. И батюшка в публикации рассказывает о своих помощницах в алтаре, о которых у него остались самые светлые воспоминания. Про свое служение в советское время он пишет:
«Именно алтарница была связующим звеном во время богослужения между мной и теми прихожанами, с которыми необходимо было встретиться и обсудить какие-то их проблемы. Никто из стукачей не обращал внимания на пожилую алтарницу, которая о чем-то перешептывалась в храме то с тем, то с другим прихожанином. Следили-то за тем, с кем я буду разговаривать!»
Продолжая рассказ о тех обстоятельствах батюшка пишет:
«В женских монастырях в алтаре помогают священникам пожилые монахини. В ХХ веке после революции тоже в алтаре помогали священникам женщины-алтарницы. Часто они на свое служение получали благословение не только настоятеля, но и архиерея. Надо сказать, что в соответствии с церковными правилами вход в алтарь запрещен и мужчинам, и женщинам. Туда входят люди только в том случае, если они в нем совершают какое-либо свое церковное служение».
Таким образом получается, что пономарями традиционно могут стать только мужчины. Но есть исключения, к примеру, для женских монастырей, где служит приглашенный священник, а благочестивых мужчин, которые могут ежедневно присутствовать на богослужении и помогать священнику, нет. Тогда нести послушание в качестве алтарника — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, в качестве исключения могут монахини или инокини после 40 лет. Следует отдельно подчеркнуть, что такое возможно только по особому благословению правящего архиерея.
Так что теперь, когда на подворье Иверского монастыря в селе Черновском я увидела монахиню со свечами, выходящую из алтаря, то совсем не удивилась этому. Ведь в большом соборе в сельской местности на службе среди молящихся не видно было ни старичка, ни мужчины, только благочестивые старушки стояли вдоль лавочек и монахини пели на клиросе. Откуда же здесь было взяться алтарнику мужчине, чтобы Литургия служилась так чинно, благолепно, как только в монастырях и бывает.
Редактор “Русской Иконописной Школы” Елена Белова.