Благовестники, как их называли первые христиане, святые евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они дали слово Жизни всему православному миру. Узнайте из публикации кем они были, как писали Евангелие и почему каждый из них имеет свой символ: Ангел, лев, орел и телец. А в конце статьи расскажем, почему Евангелие считается главной книгой для жизни каждого человека.
Кто такие евангелисты
Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής – благовестники) – святые апостолы, авторы четырех книг Нового Завета – Евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Евангелие — («благая весть» греч.), самая главная книга для православного христианина. Это повествовательный рассказ о земной жизни Спасителя Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и воскресении.
Записать и проповедовать Евангелие апостолам (ученикам) заповедал сам Господь:
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15).
Святые апостолы сохранили сведения о Спасителе как свидетели-очевидцы, написали святые книги, которыми пользуется христианский мир до сих пор.
В «Русской Иконописной Школе» проходит чтение и разбор Евангелия преподавателем Самарской духовной семинарии священником иереем Сергием Крейдичем.
Как писали Евангелие
Четыре книги Евангелия святыми апостолами были написаны в разные промежутки времени в разных местах пребывания евангелистов.
Евангелист Матфей — ученик Господа Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов. Святой Матфей до призвания его Господом был сборщиком налогов и состоял на государственной службе, поэтому был человеком грамотным и образованным. В период времени до 70-х г. по просьбе остальных апостолов он и написал святое повествование — Евангелие.
Святой апостол написал текст на разговорном языке иудеев — древнеарамейском, а позже перевел его на древнегреческий. Евангелие от Матфея стало первым из четырех книг.
Евангелист Марк — святой апостол из числа семидесяти, ближайший ученик апостолов Петра и Варнавы. Он написал святое благовествование по просьбе римских христиан в 60-70 г. Придя на проповедь к язычникам, был убит ими. Текст его Евангелия оказался наиболее коротким из всех.
Евангелист Лука — спутник апостола Павла во время его путешествий. Апостол Лука по Преданию Церкви был первым иконописцем. Свое святое благовествование он написал в строгом хронологическом порядке, адресуя его некоему чиновнику Феофилу. Время написания — после 50 г. I века. В книге апостол описал родословную Спасителя до Адама и внес в свое Евангелие множество притч.
Евангелист Иоанн — любимый ученик Господа Иисуса Христа, один из двенадцати. Он вместе с Богородицей был рядом со Спасителем во время Его Распятия и именно ему Господь доверил заботу о Своей Пресвятой Матери. Апостола Иоанна называют «апостолом любви» В его Евангелии много внимания уделено учению Господа о любви. Книга была написана позже остальных по просьбе эфесских христиан — в конце I века. Апостол Иоанн — единственный из учеников Христа не был убит за веру, а умер своей смертью.
Все четыре книги Евангелия гармонично дополняют друг друга. Церковью они безоговорочно считаются Богодухновенными, то есть написаны апостолами с помощью Святого Духа. Христианские общины I-II вв. приняли все книги Евангелия и имели бесчисленное множество рукописных копий.
Святое Евангелие в наши дни читают на каждом Богослужении в храме. Оно является настольной книгой каждого православного христианина. Именно с изучения Евангелия священники рекомендуют начинать свое воцерковление.
Таинственные символы евангелистов
Иконографические символы евангелистов — Ангел, лев, телец и орел. Что они обозначают?
Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. Символика евангелистов связана с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11)
А также описание символов связано с повествованием апостола Иоанна Богослова в его Откровении (Апокалипсисе) (Откр.4:6-8):
«и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет»
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
Все эти четыре образа сформировали тетроморф (греч. «четырехвидный»), выражая собой единство. Также есть предположения, что слова песнопений на Божественной литургии относятся к древнему тетраморфу и связаны с символами евангелистов: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».
Евангелисты с символами на иконах
Ранние святые изображения евангелистов датируются IV в. и были обнаружены еще в римских катакомбах. С VI в. евангелисты стали также изображаться вместе с Пресвятой Богородицей или святым пророком Иоанном Крестителем.
В системе крестово-купольных храмов, можно встретить изображения четырех евангелистов в «парусах» — так называются части свода под куполом храма. Это символизирует распространение евангельского учения по всем сторонам света. Такой тип изображения евангелистов распространился во всем восточно-христианском мире.
Изображения евангелистов и их символов на Руси встречаются в самых ранних сохранившихся произведениях.
Символы евангелистов есть на различных святых иконах.
Также на иконе «Спас в силах» мы видим изображение Господа Вседержителя с евангелистами в виде присущих им символов.
Евангелие — главная книга каждого христианина. В ней Новый Завет для жизни каждого из нас.
Очень полно и емко о евангелистах и святом Евангелии говорит блаженный Августин:
«Среди всего важного по своему божественному значению, содержащемуся в Священном Писании, Евангелие по праву имеет значение наивысшее. В самом деле, то, что Закон и пророки предвозвещали как грядущее, в Евангелии раскрывается как данное и совершившееся. Первыми провозвестниками этого были апостолы, которые видели во плоти и даже лицом к лицу самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Они вспомнили не только то, что слышали из Его уст или видели Им соделанным, но, получив дар благовестия, позаботились возвестить роду человеческому еще и то, о чем они могли узнать или раскрыть при помощи вернейших показаний и несомненнейших свидетельств от Него ли Самого, или от Его родителей, или от кого-либо другого, а именно: бывшее по действию свыше еще прежде, чем стали они Его учениками, и достойное памяти во время Его рождества, детства или отрочества.
Некоторые из них, Матфей и Иоанн, сообщили в отдельных книгах и такие сведения о Нем, ибо, по их мнению, они должны были быть записанными. Но чтобы не подумалось, будто в отношении проповеди и усвоения есть некоторое различие в том, что возвещают, с одной стороны, те, которые следовали за Господом, явившимся здесь во плоти, в качестве Его учеников, а с другой стороны, те, которые с полною верой приняли открытое ими, Божественным Промышлением через Духа Святого было устроено так, что некоторым из последователей первых апостолов было дано полномочие не только провозглашать, но даже и написать Евангелие: таковы Марк и Лука. А прочие люди, которые пытались нечто писать о деяниях Господа или апостолов, были не таковы, чтобы Церковь могла иметь к ним доверие и принять их писания как имеющие каноническую важность св. книг; и это не потому, что в силу их нечестия их рассказам не должно было верить вообще, но потому, что они внесли в свои писания нечто ложное, осуждаемое вселенским и апостольским правилом веры и истинным учением».
«Русская Иконописная Школа» приглашает вас в Клуб единомышленников Школы, где собрана уникальная библиотека из 135 наименований книг. Среди них есть редкие произведения — настоящие сокровища для интересующихся Православием и христианским искусством. Будем рады встрече с вами!