Прежде чем ответить на вопрос, может ли любой человек прикоснуться к изучению написания икон, необходимо немного взглянуть на сущность прихода Христа на эту землю. Христос пришёл на эту землю не для того, чтобы спасти праведников, Христос пришел на землю, чтобы спасти грешников.
Если поставить условие в том, что учиться написанию иконы может только человек, который постиг писание, который совершенно знает Слово Божье и уже имеет опыт жизни христианской, тогда в классах не будет людей и в христианство не придут те, кто интересуется.
Даже если человек заинтересовался иконой как произведением искусства, ему сначала вроде бы не интересна история этой иконы, не интересна евангельская весть, которая именно эту икону привела в мир. Человек приходит только для того, чтобы научиться держать кисть в руках, карандаш. Но в классе, прежде чем ему рассказать, как перенести образ с подлинника на доску, на которой он будет рисовать, ему будет преподана хоть небольшая история.
И тогда человек действительно задумается о том, а кто же был этот Святой и почему он святой? Через какой подвиг, через какую жизнь он прошел, чтобы удостоиться великой чести быть отображенным на доске. И такой чести, чтобы как икона висеть храме Господнем, чтобы люди ему молились? А ведь любой человек может к этому прикоснуться. Сначала ему будет только изначально интересно, но в процессе обучения раскрывается история, история Святого, история самого Господа, история прихода Христа на землю. Нет необходимости спрашивать его вероисповедание, но в нем именно человеческое желание познать приведет к тому, что познавая технологии написания, правила, каноны как это делается, человек познает самого Бога.
Если даже он другого вероисповедания, если даже он не станет христианином, в этом человеке уже будет заложена любовь, уважение к христианам, христианскому искусству, к Господу Богу. На уроках иконописи это важно с богословской точки зрения, потому что икона — это ровесник Евангелие.
Икона – это то внутреннее состояние, призывающее человека «А ты прийди, познай бога, познай какой он любящий», и действительно уроки написания иконы приводят людей к Христу. Это истина была заложена Христом в своих первых апостолов, в своих учеников в те годы, которые Христос ходил по земле и нес людям благую весть, нес людям рассказ о царствие небесном.
И вот познавая иконопись человек меняется. Как капли дождя по чуть-чуть смывают грязь с любого предмета, так Господь через умение и учение написания иконы, подобно скульптору, отсекающему лишнее, в конечном итоге приводит к произведению искусства.
Написание иконы — познание жизни Христа, познание жизни святых, которые отображаются на иконах, вызывает в человеке прежде всего перемену: перемену его мышления. Они меняют его взгляд на каждодневную жизнь, меняют взгляд человека на ту суету которая наполняет нас. И действительно, если человек садится над изображением иконы, тогда он забывает о том, что есть в этом мире греховность, которая могла бы не допустить его к тому, что он берет в руки кисть, берет в руки краски и творит произведение искусства.
Но сущность познания иконописи является в том, что человек познает Христа, познает учение христианства. И в этом есть то непреодолимое, которое и должно привлекать человека, вести его к тому чтобы он прикоснулся, чтобы научился, чтобы познал. Будет ли он великим иконописцем — одному Господу известно, но то, что он познает Бога — это стопроцентная гарантия.