Корсунская икона
Корсунская икона Божией Матери
«Одигитрия». Оборот запрестольной
иконы «Спас Вседержитель —
Богоматерь Корсунская Одигитрия».
2-я пол. XIII в. Главный музей
Московского Кремля. 

22 октября православный мир празднует день почитания Корсунской иконы Божией Матери. Это — одна из общерусских святынь, которая соединяет Русский мир от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы.  

Согласно преданию, изначально святой образ Богородицы был написан рукой евангелиста Луки.  Существует две версии происхождения названия иконы «Корсунская». 

По словам преподавателя Самарской духовной семинарии и «Русской Иконописной Школы», священника Сергия Крейдича, в двух разных историях одного святого образа есть очень важный момент. Согласно обеим версиям, икона называется Корсунской по территориальному признаку, потому что какое-то время образ пребывал в городе Корсунь (ныне — Херсонес Таврический). По такому же принципу названы Владимирская, Казанская, Табынская и многие другие иконы Божией Матери. 

Нередко можно встретить вот такое написание: «икона Корсунской Божией Матери». Оно в корне неверное, ведь Богородица у нас одна. И мы молимся, обращаясь к ее образу, а не к конкретной иконе. Поэтому правильно будет говорить и писать так: «Корсунская икона Божией Матери».

Итак, согласно первой версии, образ, написанный рукой святого евангелиста апостола Луки, находился в греческом городе Ефес. 9 октября 988 года святой равноапостольный князь Владимир после своего крещения привез список с иконы из города Корсунь (в наше время — Херсонес Таврический) в Киев. Затем икону перенесли в Новгород, а когда на трон взошёл Иоанн Грозный, образ торжественно перенесли в Кремлевский Успенский собор и поместили за престолом. Корсунская икона Божией Матери стала одной из первых святынь собора и более 600 лет пребывает в его алтаре.    

Икона Божией Матери «Одигитрия»
(Корсунская, Эфесская, Торопецкая).
1-я пол. XIV в. Государственный
русский музей,
ц. блгв. кн. Александра Невского
в пос. Княжье озеро,
Московская обл.

Вторая версия происхождения названия гласит, что похожий образ Божией Матери прибыл из Греции в Россию благодаря стараниям преподобной Евфросинии Полоцкой, дочери полоцкого князя Георгия. Она завершила строительство церкви Божией Матери и мечтала украсить ее иконой.

Однажды инокиня узнала, что в Греции есть образ, написанный рукой святого апостола Луки. Она незамедлительно отправила туда своего помощника Михаила со знатными дарами и обратилась к греческому императору и патриарху Константинопольской церкви Луке Хризовергу с горячей просьбой прислать икону. Правитель откликнулся на пожелание святой игуменьи Евфросинии и отправил образ. 

Путь иконы проходил через город Корсунь, жители которого слезно просили оставить образ у них хотя бы на какое-то время. Евфросиния вняла их мольбам и икона Пресвятой Богородицы находилась там около года. Так она и получила своё название: Корсунская.   

Корсунская икона Божией Матери «Умиление»
из Архиерейского дома в Вологде. 2-я четв. XVI в.
Вологодский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник

По прибытию образа в Полоцк, святая Евфросиния украсила его золотом, серебром и драгоценными камнями и поставила в храме Божией Матери, где икона пребывала более 60 лет. Местные жители считали ее чудотворной: многих она исцелила и утешила. 

Согласно этой версии, в XX веке судьбу этой иконы определили большевики, которые вывезли чудотворный образ в Ленинград, а позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга. 

Истории известны множество рассказов о чудотворных исцелениях, которые даровали страждущим образы Корсунской иконы Божией Матери, вот один из них. 

Корсунская икона Божией Матери — чудотворный образ
Исаакиевского собора.

Список иконы находился в Исаакиевском соборе (г. Санкт-Петербург). Он был написан, когда император Николай I только взошёл на трон. В дар собору его принесла графиня Александра Алексеевна Алексеева после нескольких удивительных событий.

 Когда список с иконы хранился у графини, в ее дом постоянно приходили люди, чтобы помолиться перед ним. Однажды дом Алексеевой посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был настолько поражен чистотой, красотой образа, что в течение получаса стоял перед ним на коленях и воспевал хвалебные песни.

18 февраля 1894 года святыню торжественно перенесли в Исаакиевский собор. В тот же самый день произошло чудесное исцеление супруги певчего собора, Анны Ераксиной. Когда она была маленькой, ее в правое плечо лягнула лошадь. Незадолго до судьбоносного визита в собор, женщина перенесла операцию на плечо, которая не очень помогла.   

Как только привезли Корсунскую икону Божией Матери в собор, Анна обратилась к ней с горячей мольбой об исцелении. По возвращении домой она поняла, что может поднять больную руку на лоб, плечо и перекреститься. Ранее это было сделать невозможно. Еще больше Анна удивилась, когда врачи, которых она посетила для перевязки на следующий день, сообщили, что рана чудесным образом быстро зажила и больше медицинского вмешательства не требуется. 

К сожалению, в ночь с 30 на 31 марта 1920 года икона была украдена из собора. В настоящее время ее местонахождение неизвестно.

Иконография Корсунского образа Божией Матери

Историки утверждают, что вплоть до XVI в. Корсунская икона Божией Матери была представлена иконографическим типом «Одигитрия». Однако впоследствии стало появляться множество списков с образа, на которых оплечное или погрудное изображение Божией Матери и Младенца представлено исключительно типом «Умиление». Почему так могло произойти?

Скорее всего, написание усеченных вариантов икон Богородицы было результатом копирования чудотворных образов, нижняя часть которых была скрыта под завесами (из-за почитания). В этом случае действительно обнаженные части рук Богородицы и ножек Иисуса можно было видеть только в момент лобзания образа, когда завесы отодвигались. 

Пытаясь воспроизвести изображение такой иконы, мастера меняли композицию, писали только видимую, открытую для обозрения поверхность иконы. При этом изображение приходилось «додумывать» и вписывать в него поднятую правую руку Богородицы, а также менять жест левой руки Младенца.  

Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Николаевской
церкви с. Кувшинова Вологодского уезда.  Последняя треть XVI в
. Вологодский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник

Также о том, что иконография Корсунской иконы — это  сокращенный вариант поясного образа, говорят не вполне пропорциональные изображения глав и рук Богоматери и Младенца.  

Корсунская икона Божией Матери «Умиление». 40-е гг. XVI в.
(Музей Русской иконы, Москва)

Иконографический тип «Умиление» «вытеснил» древние святыни и с тех пор именно он служил  иконописным образцом для многочисленных копий и повторений. 

Типичным для всех списков Корсунских икон является погрудное изображение Пресвятой  Богородицы, которая слегка склонила голову к Сыну и прижимает Его к Себе, поддерживая либо на левой, либо на правой руке. 

Корсунская икона Божией Матери «Умиление», с ап. Петром
и прор. Анной на полях. Середина XVII в. 

Максимально приближенные друг к другу лики Богоматери и Младенца расположены очень близко к молящимся, кажется, вот-вот и с ними можно будет соприкоснуться. Это послужило причиной высокой популярности икон данного извода.  

Лиричность образа передается через эмоциональность жестов Матери и Дитя. Младенец обнимает Мать обеими руками, а Она крепко прижимает Его к Себе. Богородица знает, какая участь ожидает святое Дитя и при одной только мысли об этом Ее одолевают скорбные чувства. Но Она также питает безграничную любовь к Своему Сыну и понимает важность миссии, для которой Он рожден.    

Корсунская икона Божией Матери «Умиление».
Иконописец А. И. Квашнин. 1708 г. (частное собрание)

Больше интересных фактов о происхождении, иконографических типах образов Божией Матери, вы можете узнать в телеграм-канале «Русской Иконописной Школы»: https://t.me/elena_icon

О том, какие еще православные праздники отмечаются 22 октября, а также интересные факты о Корсунской иконе Божией Матери смотрите в видео