Иконопись представляет собой изложение священной истории, только не словами, а цветом и линией. Изобразительный язык иконы – одно из немногих средств, позволяющих прикоснуться к миру Царствия Небесного через призму земного человеческого восприятия.
Этот язык основан на композиционных решениях и закономерностях, сложившихся в течение нескольких столетий. Они настолько закрепились в сознании верующих, что образы Богоматери, Иисуса Христа, Святой Троицы, Николая Чудотворца и другие узнаются издалека. Новые элементы добавлялись в распространенные иконописные типы (или удалялись из них) крайне редко. В наше время это иногда помогает определить эпоху, иконописную школу и даже руку конкретного мастера.
Схожие по композиции икона «Троица» А.Рублева начала XV века и икона «Троица» Новгородской иконописной школы конца XV века
Композиция иконы — это не простая совокупность ее элементов. Она проявляется, прежде всего, во внутренних связях между ними, в их подчиненности общей задаче – максимально выразительному представлению Священного образа.
Человеческий глаз устроен так, что в первую очередь, он видит ясные, простые геометрические формы, легко читаемые в контуре. Учитывая свойство зрения быстро воспринимать простые формы и упрощенные силуэты, точки, в наибольшей степени притягивающие внимание, они выстраиваются на плоскости изображения в четырехугольники, круги, овалы, трапеции и треугольники.
Построение фигуры среднего Ангела в иконе А.Рублева «Троица» и фигуры Божьей Матери Владимирской
Наряду с композиционными функциями, геометрические фигуры, образованные условными линиями, исполняли роль неочевидных символов, различимых только при внимательном рассматривании и осмыслении иконы.
В композиции иконы Андрея Рублева «Троица» фигуры Ангелов вписываются в круг – знак единства и божественной вечности, создаваемый наклонами голов, контурами одежд и отражением в них небесного голубого цвета. Помимо круга, на этой иконе присутствуют:
прямоугольники (нижняя и верхняя часть трапезного стола), символизирующие Землю – материальный мир, четыре стороны света, четыре Евангелия;
восьмиугольник, напоминающий о значении Восьмого дня, образованный контурами горы и подножий Ангелов;
чаша, сформированная внутренними контурами правого и левого Ангелов;
крест, образованный пересечением вертикали, соединяющей нимб среднего Ангела, чашу и прямоугольник основания стола, и горизонтали, проходящей между нимбами правого и левого Ангелов;
равносторонний треугольник, символизирующий единство и равенство Святой Троицы, видимый, если продлить линии от углов стола и соединить их в точке, расположенной над головой среднего Ангела.
Круг, треугольник, чаша и крест в иконе А.Рублева «Троица»
Друзья, хотите узнать больше об истории православного искусства, о необычных иконописных сюжетах и секретах старых мастеров? Мы ждем Вас на бесплатном вебинаре в «Русской иконописной школе РИШ». Приходите, будет интересно.
В момент первого взгляда на любое изображение мы видим и запоминаем только общие силуэты. Сначала бросается в глаза наиболее насыщенная светом и по тому как бы выпуклая часть иконы. Затем в полутенях различаются окружающие лики, фигуры и предметы, а после, наконец, наступает период проникновения в самую глубину теней, где проявляются все новые и новые детали.
Глаз человека обладает вполне отчетливым зрением лишь в одной отдельной точке, фиксируя, в определенный период времени, только один предмет или один элемент в окружающей среде. При этом находящиеся рядом фигуры и предметы, попадающие в боковое зрение, воспринимаются уже с трудом. Из всего видимого, взгляд фокусируется на самом характерном, ярком и примечательном. Оно отпечатывается в мозгу и сохраняется даже после перевода взгляда на другие, менее видимые и менее контрастные детали.
Глаз, при этом, постоянно совершает мелкие скачки, описывая своим движением кривую или спиралевидную линию. Постоянно перемещаясь, он позволяет человеку получить необходимую информацию, а затем осмыслить и сохранить в памяти ясный зрительный образ. При этом плавное скольжение взглядом по неподвижной плоскости невозможно. Словно находясь в темной пещере, глаз сам начинает поиск источников света. Он как бы притягивается к точкам, выделенным на плоской поверхности светом, тоном, линией, цветом и контрастом, останавливается и фиксируется на них.
Исходя из указанных особенностей человеческого зрения, иконописцы стремятся сосредоточить внимание на главном и дать взгляду определенное, заранее продуманное направление. Благодаря этому обеспечивается неделимость композиции или, другими словами, невозможность воспринимать ее как сумму нескольких хотя бы в малой степени самостоятельных частей.
Это главная черта закономерностей целостного видения. Она актуальна как для иконописи, так и для живописи в целом: когда из всего единого объема выделяют центр внимания и подчиняют ему второстепенные элементы.
Особенностью иконы является то, что ее композиционный центр совпадает с духовным. Это может быть изображение Господа, Божьей Матери, Ангелов и Святых или Свет исходящий от них, выраженный в символической форме.
Иногда таких центров может быть несколько. На их выделение направлены все композиционные средства и приемы, в том числе: освещение, контраст света и тени; размер и форма цветовых пятен, контраст цвета; обратная перспектива, вертикальные, горизонтальные, диагональные и другие линии; движение, ритм и пластика.
Как правило, главные фигуры и сцена на иконе изображается в отрыве от остальных и несколько крупнее. Центр выделяется насыщенными цветами и светотеневым контрастом. Линии начинают и продолжают движение, наклоны, повороты и взгляды.
Значительное влияние на восприятие иконы оказывает использование в иконописи приема обратной перспективы. При его применении удаленные предметы на изображении кажутся более масштабными, а невидимые грани – видимыми. Это говорит о том, что невидимое и находящееся за пределами нашего мироощущения, подчас несравненно более важно, чем видимое. В какой-то степени значение такого изображения состоит в отказе от внешнего созерцания вещей, для постижения их внутренней, истинной сути.
Эти и другие, часто необычные приемы и средства организации пространства иконы объясняются и изучаются на занятиях в «Русской иконописной школе РИШ».
Друзья, хотите узнать больше о православных иконах и истории иконописи? Обрести мир в душе и получить знания, ведущие к Господу?
Вам поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы старых мастеров-иконописцев, не преподаваемые в обычных учебных заведениях.
Основателем и руководителем «Русской иконописной школы РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений русских православных мастеров. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов.
Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не умеет рисовать. Наши онлайн уроки построены так, что человек, не державший раньше кисти в руках, быстро овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.
Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учиться. Мы поможем разобраться в некоторых вопросах православного искусства, не совсем очевидных и требующих размышления.
Изучив иконопись в «Русской иконописной школе «РИШ», вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков и близких людей. Это станет для них бесценным подарком.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть вас среди своих учеников.