Что такое клейма на иконе?

Святая Екатерина Александрийская, с житием.
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет, начало XIII века

Иконопись развивается параллельно с другими видами искусства.    С появлением текстов о жизнеописаниях святых, их подвигов, чудотворных явлений, подобные сюжеты находят свое отражение на фресках и в книжных иллюстрациях. Позднее они становятся частью иконописных образов: так появляются житийные иконы. Иногда иконописец рассказывает нам о библейских сюжетах, описывает различные праздники или изображает судьбу иконы. Эпизоды, отражающие события, помещаются в небольшие прямоугольники — клейма, расположенные на полях центрального образа. Они раскрывают и дополняют содержание главной части иконы — средника, содержат сцены жития святых или библейских сюжетов. Размер клейма, как правило, меньше средника: прямоугольника, расположенного в центре композиции. Местоположение клейм может быть различным: сверху, снизу центральной части, либо на полях иконы в виде обрамления основного сюжета.

Как читать клейма в композиции иконы?

Рассматривать клейма нужно слева направо и сверху вниз. Чтение образов начинаем в левом верхнем клейме и продолжаем до конца верхнего поля. Затем клейма следуют друг за другом попеременно на левом и правом поле иконы. Завершается чтение клейм в правом нижнем углу иконы. 

На клеймах расположены пояснительные надписи. Примечательно, что на ранних иконах надписи были короткие, лаконичные, на более поздних — подробные, с детальным изложением сюжета. 

Сюжетная последовательность клейм иногда может быть нарушена. Как правило, это связано с разными редакциями житийных текстов, на которые опирается иконописец при создании образа.  

Житие Сергия Радонежского  

Преподобный Сергий Радонежский,
с житием в 12 клеймах.Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Яркий пример житийной иконы с клеймами представляет собой образ преподобного Сергия Радонежского. Святой известен как чудотворец и целитель. Обратите внимание: именно чудесным исцелениям иконописец посвятил основную сюжетную часть 12-и клейм, расположенных на иконе. Житийным эпизодам о рождении святого, обучении грамоте, пострижении в монашество и преставлении преподобного отводятся только четыре клейма. На всех остальных мы видим эпизоды о силе молитвы святого, помогающей в исцелении страждущих от болезней и даже о возвращении к жизни юного отрока. Об иконографии преподобного Сергия Радонежского вы можете прочитать в нашем телеграм-канале: https://t.me/elena_icon/934 

Икона Воскресение Христово

Воскресение Христово, со сценой Единородный Сыне
и с праздниками в 15 клеймах ( середина XIX в.). 

Икона XIX в.  —  памятник палехской живописи, является музейной ценностью и представляет несомненный интерес. На ней изображены 15 ключевых событий Священной истории с описанием земной жизни Спасителя и Богородицы. В центре композиции —  сцены Восстания от гроба и Сошествия во ад, перед нами —  Шествие праведных, эпизоды с Распятием, Уверением Фомы и Петра, идущего по воде к Христу. Венец средника — образ Новозаветной Троицы. В медальоне —  образ «Единородный Сыне». В клеймах изображены сюжеты от Рождества Богородицы до Воздвижения креста.  

Икона Святой Троицы 

Святая Троица в бытии, Псков, 1580-е годы.

Иконы с изображением Ветхозаветной Святой Троицы из книги Бытия являются редкими. В них на 22-х клеймах рассказывается о важнейших событиях, изложенных в Ветхом Завете. Здесь мы видим сюжеты от сотворения мира и до кончины Моисея. В среднике —  изображение «Троицы», которое напоминает греческие образцы, где Авраам и Сарра изображаются между восседающими за трапезой ангелами.

Иконы с клеймами сказания

Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами
сказания на полях из церкви
Похвалы Пресвятой Богородицы Орла-городка.
Истома Савин. 80-е гг. XVI в. 

Интересный иконографический тип, в котором отражается история иконы, ее судьба. На клеймах иконы мы можем увидеть эпизоды о ее обретении, почитании и чудесах. 

К примеру, первая икона со сказанием о Владимирской иконе Божией Матери создана в 80-х гг. XVI в. царским изографом Истомой Савиным.  За образец иконописец взял иконы с клеймами из соборов Московского Кремля: «Богоматерь Владимирская, с праздниками» и «Богоматерь Тихвинская, в раме со сказанием». Однако на иконе Истомы Савина нет изображений праздников:  вместо них мы видим иллюстрации к сказанию о Владимирской иконе.  

История развития житийных икон

Св.вмц. Марина. XII в. Никосия. Кипр

Одной из старейших сохранившихся до наших дней икон с клеймами является образ великомученицы Марины, который датируется концом XII века.  Клейма сохранились только на левом поле.

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом,
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

К наиболее древним из русских икон с клеймами относят образ второй половины XIII века пророка Илии с житием и Деисусом (так называют икону, или группу икон, где в центре изображен Христос, а слева и справа соответственно – Богородица и Иоанн Креститель, обращенные к Нему). Иконописцы того времени не часто прибегали к изображению святых на житийной иконе, их в основном посвящали только самым почитаемым святым: Николаю Чудотворцу, князьям Владимиру, Борису и Глебу, преподобному Сергию Радонежскому.

Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием.
Дионисий, около 1503 года

Житийные образы, вышедшие из под кисти известного иконописца Дионисия в XV –  XVI веках, часто не имеют разделения между клеймами. В результате мы отмечаем, что на таких образах действие разворачивается последовательно и плавно. 

Александр Свирский, с житием и чудесами (середина XVI в.)

В середине XVI века появилась тенденция к увеличению количества клейм на иконах. Так, образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких имеет 56 клейм. Икона преподобного Александра Свирского содержит 129 клейм, которые расположены в 12 рядов. Впрочем, новшество не получило распространения. Такие иконы чаще всего находились в храме над алтарем и рассмотреть многочисленные клейма было практически невозможно. 

Богоматерь Казанская, с чудесами в клеймах, начало XIX в.

Во второй половине XVI столетия принцип композиции клейм на московских иконах изменился. Стремление иконописцев подробно изложить повествовательность сюжета, приводило к композиционной перегруженности. Места для поясняющих надписей не оставалось и текст приходилось выносить за пределы клейм на поля иконы. 

Апостол евангелист Матфей, с житием, конец XVII в. 

Во второй половине XVII века иконописцы отводили сценам жизни святого место внутри пейзажа или у его ног. Это изменяло привычный способ чтения клейм «по строкам», убирало грань между центральной и житийной частью иконы. К примеру, на иконе «Апостол Матфей, с житием», средник представляет собой подобие арки, вокруг которой изображены события. 

Апостол евангелист Лука, с житием, последняя треть XVIII в.

В XVIII столетии количество клейм на иконах сократилось. Кроме того, под влиянием стиля барокко, появился новый способ оформления клейм, при котором они помещались в изящную рамочку под названием картуш. Ее характерные особенности — многочисленные завитки и элементы в виде надорванного по краям бумажного свитка.   

Иконы с клеймами всегда отличаются большим размером, ведь эпизоды, изображенные на полях, должны хорошо читаться. Житийные иконы помогают нам увидеть отражение событий, описанных в церковной литературе, они воспринимаются как отражение православной традиции во всех сферах человеческого духа и бытия.

Получить больше интересной, полезной информации об иконографии святых и праздниках, раскрыть секреты мастеров-иконописцев, узнать о новых мастер-классах Русской Иконописной Школы, вы можете в нашем телеграм-канале.