Собор Архистратига Михаила

Сегодня Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В публикации расскажем, кто такой Архангел Михаил. А также об особых отношениях человека с Ангелом Хранителем.

21 ноября святая Православная Церковь вспоминает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла, Иеремии́ла.

Особо примечательно, что в этот день никаких других святых не вспоминается.

Подробную информацию кто такие Архангелы? Над каким войском начальствует Архангел Михаил, можно найти в одноименной статье на сайте «Русской Иконописной Школы»

Отрывок из проповеди

Обратимся к одному из лучших проповедников XX века митрополиту Антонию Сурожскому. 

Отрывок из его проповеди «Об именах и Ангелах. День Архистратига Михаила»

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует»

«Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. 

В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. 

Архангел Михаил

Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. 

Икона «Архангел Михаил», 
конец XV – начало XVI века,
Новгородская иконописная школа,
Архангельский музей
изобразительных искусств

«Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Подробнее в статье «Архангел Михаил – военачальник Сил Небесных»

Архангел Гавриил

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на Царских вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. 

Икона Архангела Гавриила — «Ангел Златые Власы».
Новгородская школа живописи. XII век

От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

Ангел Хранитель

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. 

Икона Ангела Хранителя, которую написала ученица
«Русской Иконописной Школы»  Альбина Малышева из Германии.

С Ангелом же хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

Итак, мы узнали какой сегодня церковный праздник и попытались разобраться почему Архангелы — особенные создания Божии. 

Будем же возносить им святую молитву:

«Святи́и Безпло́тные Арха́нгелы, удосто́йте нас исполня́ть во́лю Го́спода на́шего Иису́са Христа́»

Еще больше информации о святых, Православии и христианском искусстве в телеграм-канале «Русской Иконописной Школы»