Икона участвует в нашей жизни от рождения до ухода в мир иной, потому что любой человек есть икона — образ божий.
Икона участвует нашей жизни везде: дома, учреждении в котором работаем или учимся, в транспорте, в интернете. И конечно икона участвует в общем устройстве храма. Приходя в храм, видя иконы и росписи, мы понимаем, что икона своим богословским строем участвует в богослужебной литургической жизни церкви. Своими красками икона говорит то, что евангелие говорит словом. Икона помогает сосредоточиться на общей молитве. Когда вокруг находятся лики святых, библейские сюжеты, человек верующий видит, что вместе с ним молится вся церковь.
Икона мистична, что это такое? Это наше к ней отношение, которое зависит от духовного состояния.
Кроме того, икона мистична личностью иконописца, который тоже в процессе написания иконы находился в определенном духовном состоянии.
В монастырях, когда человек оказывается перед намоленной или чудотворной иконой, ему кажется, что он замирает перед ней. Но это не значит, что нужно бывать только в древних монастырях. В храме поблизости, сельской церкви молясь можно получить просимое. Даже имея бумажную икону мерилом всего является наше состояние.
Надо отдать должное музеям, которые в определенный период истории сохранили многие шедевры православной иконы.
Икона космична, то есть героем иконы является человек. На любой иконе изображен человек, но фоном иконы является космос. Чаще всего фон иконы золотой. Это говорит о царстве небесном, о том что икона отлична от современного мира.
Природа, деревья, здания, животные изображаются на иконе по-другому, не так как мы их видим в обыкновенной жизни. Глаза животных похожи на человеческие, птицы очень дивные. Тогда это говорит о том, что все едино, все находится в общем храмовом устройстве, в котором царствует Бог. Икона призвана сказать человеку о том, что существует мир иной: не только современный, который подчиняется определенным нормам и законам, что существует иные нормы и законы.
Одно из величайших открытий двадцатого века в плане художественном и духовном — это православная икона. Открытие это произошло в мировом масштабе накануне первой мировой войны, революций, других войн и других серьезных потрясений в мировой истории. Икона открывается, с одной стороны, как величайшие сокровище мирового искусства, как наследие глубокой старины, как предмет эстетического любования, но еще она открывается в своем глубоком смысле. В любом случае происходит постепенное осмысление, проникновение в духовный смысл иконы. Поэтому после веков забвения и отстраненности от иконы, она выходит за пределы православия, она приходит в наш мир.
Интерес к иконе отличается крайним разнообразием: от увлечения стариной или простого собирательства до тяги к ее религиозному смыслу, до стремление понять ее, и через нее понять православие. Все свидетельствует о том, что в нашу визуализированную эпоху назрела необходимость проникнуть в догмат иконопочитания и определить его значение для современного христианства. Поэтому, современные художники начинают искать пути к возрождению канонического иконописания. Сейчас, например, мы не увидим иконы святой троицы, то есть мы увидим икону каноническую, там где изображаются три ангела. Иконы святой троицы для современного понимания очень важны, потому что такая икона представляет как раз то, что будет в царстве небесном где мы все будем объединены любовью к Богу между собой во образ так, как объединены все три лица святой троицы.
Вот здесь как раз и есть то, что мы возвращаемся к каноническому написанию. Церковь неустанно напоминает о высоком призвании человека. Дело в том, что в результате грехопадения произошел раскол между небом и землей. Единое бытие человека раскололась на две части. Задача современности перекинуть мостик через пропасть разобщенности для того, чтобы мы могли перейти на ту сторону, в рай, соединиться с богом. И икона в этом нам большая помощница.