Особенность русской иконописи – удивительные истории, сопровождающие жизнь почитаемых икон. Они насыщенны событиями, подвигами и чудесами не меньше, чем приключенческий роман. Иверская икона Божьей Матери – яркое тому подтверждение.

Иверская икона Божьей матери с поясными чеканными
изображениями апостолов на окладе, Византия,
предположительно  вторая половина
VII – начало VIII века, серебряный повседневный оклад XVI  века,
Святая гора Афон, Греция

История образа

Время и место написания образа точно не установлены. Можно предположить, что это произошло в Византии еще до периода иконоборчества,  начавшегося в  первой половине VIII века. При этом икона отличалась большими размерами (137 на 87 см) и почиталась, как чудотворная. Согласно преданию, она являлась семейной реликвией состоятельного и благочестивого христианина, жившего в городе Никея в IX веке. После его смерти образ бережно хранился его близкими – вдовой и сыном.

Никея – древний античный город в западной Анатолии, названный в честь греческой богини победы Ники; первая столица первого римского императора-христианина Константина; место проведения двух Вселенских соборов – Первого, утвердившего христианство, и Седьмого, восстановившего иконопочитание, столица Никейского царства, образовавшегося в 1204 году после взятия Константинополя крестоносцами. Расположенная  к востоку от Никеи Киминская гора – древний, еще доафонский центр православного монашества, в котором  существовала одна из первых иконописных школ.

Ересь иконоборчества захватила Византию  более чем на сто лет – с 730 по 843 год. Огромное количество  икон было уничтожено. Иконописцы, как и их защитники – священники, монахи и простые прихожане подверглись жестоким гонениям, вплоть до истязаний и смерти.

Вооруженные отряды врывались в дома и уничтожали любые священные изображения Господа, Божьей Матери, Ангелов и Святых. Обыски зачастую сопровождались грабежами и пытками ни в чем неповинных людей.

Не избежали этой участи и хранившая икону Богородицы вдова с сыном. Когда погромщики пришли к ним в дом, один из них ударил святыню копьем. На мгновение нимб Богородицы полыхнул ярким светом, а из ее лика полилась кровь. Это напугало стражников, и они в смущении отступили. Стремясь уберечь реликвию от поругания, благочестивая женщина уговорила этих не то солдат, не то разбойников прийти за иконой и остальным имуществом семьи на следующее утро. Ночью, она вместе с сыном  перенесла образ на берег моря, и они с молитвой опустили его в волны. Неожиданно ветер стих и воды успокоились, а икона, поднявшись во весь рост, поплыла прочь от берега и скрылась за горизонтом.

Иверская икона Божьей матери с чудесами,
первая половина XVIII века, Архангельский музей
изобразительных искусств, г. Архангельск

Более двухсот лет среди обитателей берегов Мраморного моря передавалось сказание об иконе, стоя плывущей по волнам. Слышали о ней и на Святой горе Афон, ставшей с IX века крупнейшем в мире центром православного монашества. Иверский монастырь (Иверия – древнее наименование Грузии) основан на Святой горе в 980-983 гг. монахом Иоанном Иверским и обустроен при содействии грузинской царской династии Багратиони. Он расположен в том месте, где в 49 году, согласно преданию, к берегу пристал корабль, на котором Богородица держала путь к острову Кипр.

Иверский монастырь (Иверион), основан в конце  X  века,
Святая гора Афон, Греция

Во вторник Светлой седмицы 1004 года монахи  Иверского монастыря увидели над морем огненный столп. Он поднимался до неба над стоящей на воде иконой Божьей Матери. Монахи попытались подойти к образу на лодке, но он каждый раз удалялся от них.

После наступления ночи Пресвятая Богородица явилась во сне известному своим благочестием старцу Гавриилу, живущему большую часть года в уединении среди скал и несущему обет молчания. Она поведала о намерении подарить икону обители в знак особого расположения и покровительства, а затем повелела Гавриилу подойти к образу, ступая по волнам.

Утром преподобный вышел к морю и, безбоязненно пройдя по воде, перенес икону в маленькую прибрежную часовню. После трехдневной молитвы братия перенесла образ в соборный храм монастыря, а на берегу, в месте, где стояла икона, забил целебный источник.

Однако перенесенная в храм икона на утро чудесным образом оказалась над монастырскими воротами, и так повторялось несколько раз. Наконец, Пресвятая Богородица снова явилась старцу Гавриилу и потребовала установить образ у ворот. Образ перенесли в специально построенный надвратный храм, где он и находится по настоящее время. Икона получила название «Портаитисса», что на русском языке означает «Вратница» или «Привратница» и прославилась множеством чудес, совершенных по молитвам перед ней.

Часовня с целебным источником на месте обретения
Иверской иконы Божьей Матери, Святая гора Афон, Греция

Она берегла иноков Святой горы во время нападений пиратов, наемников, сарацин, крестоносцев и османов. После молитвы к страждущим приходило исцеление, а в голодное время чудесным образом в монастыре пополнялись запасы воды и продовольствия. И, по завету Богоматери, обитель никому из паломников не отказывает в хлебе и ночлеге.

В XVI веке грузинские мастера покрыли икону серебряным окладом, оставив открытыми только лики Богородицы и младенца Иисуса. Каждый год во вторник Светлой седмицы братия Иверского монастыря совершает крестный ход к берегу моря, где принял икону старец Гавриил.

После чудесного обретения, образ Богоматери никогда не покидал Святой Горы. Согласно преданию, записанному в XVII веке отшельником Нилом Мироточивым, Иверская икона Божьей Матери оставит Афон незадолго до второго пришествия Иисуса Христа таким же чудесным образом, каким и явилась.

Иверская икона Божьей матери с эмалевыми ростовыми
изображениями апостолов на праздничном золотом окладе,
Святая гора Афон, Греция

Несмотря на это, списки иконы широко распространились по всему Православному миру. Один из них в 1648 году, по просьбе архимандрита Никона, был привезен афонскими монахами на Русь. Торжественно встреченный царем Алексеем Михайловичем, образ был помещен перед Воскресенскими воротами Китай-города в Москве. Позднее, в 1669 году на этом месте была построена деревянная часовня, а в 1791 – каменная.

Иверская часовня 1791 года, архитектор Матвей Козаков, г. Москва
Иверская икона Божьей Матери из часовни перед Воскресенскими воротами Китай-города в г. Москва, 1648 год

Еще два списка Иверской иконы были доставлены с Афона в Москву в 1654 и 1656 году. Один из них был передан в Московский Новодевичий монастырь, а другой – на остров Валдай в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. Кроме того, несколько списков иконы, уже изготовленных в России, были установлены у ворот старинных русских монастырей и городов: в Новгороде, Ростове, Владимире, Ярославле и других.

Иверская икона Божьей Матери,
Иверский Богородицкий Святоозерский
монастырь на острове Валдай

Иверская икона Божьей матери прославилась на Руси огромным числом чудесных исцелений. В часовню у Воскресенских ворот в Москве нескончаемым потоком шли люди, и сведения о выздоровлении страждущих благодарно записывались в специальную книгу.

 В царской семье, среди придворных и высших государственных деятелей Российской Империи, установился обычай – перед посещением Московского Кремля заходить в часовню поклонится Божьей Матери. В годы Отечественной войны 1812 года икона вывозилась в город Владимир, а после изгнания французов была возращена на свое место в восстановленную часовню как один из символов победы.

Сохранились воспоминания москвичей о том, как в карете по ночам возили Иверскую икону Божьей Матери в дома страждущих. Как люди готовились к ее приезду, прибирались в помещениях, присыпали на улицах лужи песком, приводили в  порядок дворы. К сожалению, в годы революции и гражданской войны Иверская часовня была закрыта, а затем разрушена. Драгоценная святыня исчезла. По некоторым предположениям она была перенесена в Замоскворецкую церковь Святого Николая в Кузницах. По другим версиям, она пребывает в храме Святого Воскресенья в Сокольниках или в Государственной Третьяковской галерее. Однако в действительности точное место расположения Иверской иконы неизвестно.

Иверская икона Божьей Матери, Государственная
Третьяковская галерея г. Москва

В 1994-1995 гг. Иверская часовня в г. Москва была восстановлена. Для нее афонским иконописцем иеромонахом Ксенофонтского монастыря Лукой был написан новый список с образа, хранящегося на Святой горе.

Иверская икона Божьей Матери, 1995 год,
г. Москва, Афонский
иконописец иеромонах Лука

Иконография

Иверская икона Божьей Матери представляет собой вариант иконописного образа «Одигитрия» («Указывающая путь»). Ее изображение поясное, голова слегка наклонена к младенцу Иисусу, правая рука одновременно благословляет молящихся и указывает на Божественного сына. На лике Богоматери  – кровоточащая рана, оставленная копьем иконоборца.

Иисус Христос сидит на левой руке Богородицы. Спина выпрямлена, корпус слегка развернут к Матери, голова немного откинута назад. Правая рука вытянута вперед и вверх в благословляющем двуперстном жесте. В левой руке – свиток. Расположение свитка вертикально. Нижним концом он опирается на колено.

Пресвятая Богородица одета в мофорий (большое покрывало) багряного, темно-красного или красно-коричневого цвета, означающего принадлежность к царскому роду, а также символизирующего материнство и предначертанности ее удела. На мофории изображены три золотые звезды, указывающие на приснодевство Божьей Матери («до рождества, в рождестве и после рождества»). Они могут быть различной формы и с разным количеством лучей.

Остальное ее одеяние состоит из «хитона» или «туники» разных оттенков синего или голубого цветов, означающих небесный мир, воспринятый Богоматерью и воплощенный в Сыне Божьем – Иисусе Христе. На голове виден накрытый мофорием синий чепец. Иисус Христос на иконе одет в хитон (длинная рубаха до пят) синего или золотого цвета, символизирующего свет Божий, а также чистоту детства и царственность. Кроме того, иногда на плечи Спасителя может быть накинут красный плащ, напоминающий о его подвиге и мученичестве.

О чем просят перед Иверским образом Божьей матери

Пресвятая Богородица милостива к людям. Молясь перед ее образом, можно просить обо всем наболевшем. Перед Иверской иконой чаще всего просят о защите от недругов, краж, засухи и пожаров, об исцелении от тяжелых болезней, а также избавлении от голода и жажды. Кроме того, к Божьей матери обращаются за поддержкой и утешением при утрате близких, просят помощи в обретении утерянной веры, возращении на правильный путь и прояснении ума.

Если в доме часто ломаются и теряются вещи, все валится из рук и не доводятся до завершения важные дела, возможно наступило время обратиться к Небесной Заступнице. Помимо этого Царица Небесная покровительствует любящим сердцам и помогает в создании крепких, дружных, многодетных семей.

«…Религиозным центром Москвы была Иверская… В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, поставленных верующими. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от недугов, горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дел, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники…»

Александр Вертинский, книга воспоминаний «Дорога длинною…»

Дни памяти Иверской иконы Божьей Матери

Праздники и дни памяти Иверского образа отмечаются:

Во вторник Светлой седмицы (Воскресенья Христово и следующие шесть дней после него, переходящий праздник) – обретение иконы в море у Святой горы Афон;

13 октября (26 октября по Григорианскому календарю) – торжественная встреча в 1648 году в Москве списка иконы, присланного с Афона;

12 февраля (25 февраля) – перенесение списка иконы в  Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на острове Валдай;

23 апреля (6 мая) второе обретение иконы – день передачи Государственным историческим музеем одного из древних списков иконы Русской православной церкви.

Друзья, хотите узнать больше об истории православия, иконах и иконописи? В этом может помочь «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы старых мастеров, не преподаваемые в обычных учебных заведениях.

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать,  шаг за шагом добиваются потрясающих результатов.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Просто приходите к нам учиться. Просто запишитесь на бесплатный вебинар.

 Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не способен рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше карандаша и кисти в руках, в короткое время сможет овладеть навыками, необходимыми для написания настоящей иконы. На вебинаре вы узнаете о методике обучения, инструментах и материалах, используемых иконописцами, ознакомитесь с работами наших многочисленных учеников, проживающих по всему миру. Будьте уверены, они вам понравятся.

Изучив иконопись в нашей школе, Вы сможете самостоятельно написать иконы для себя и своих близких. Это поможет им в борьбе с недугами и в профессиональной деятельности. Икона с изображением Божьей Матери во всех ее ипостасях сможет стать драгоценной семейной реликвией, объединяющей многие поколения вашей семьи. Она будет украшением и защитой любого дома, любой семьи и каждого отдельного человека. В любом случае икона, написанная собственными руками, является  бесценным памятным подарком. Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Ждем вас на вебинаре и будем рады видеть Вас среди своих учеников.