Святой Великомученик Христофор – Псеглавец

Одним из самых необычных образов русского православного искусства является икона с изображением Святого Христофора с собачьей или лошадиной головой. 

Икона «Святой Великомученик Христофор», 1910 год, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, г. Владимир, Россия

Каждый, кто интересовался необычными иконописными сюжетами, рано или поздно наталкивался на это изображение, часто упоминаемое в литературе и тиражируемое в современном искусстве. 

История необычной внешности Святого Христофора основана на легенде о существовании в древней Парфии (современная Центральная Азия) племени кинокефалов (собакоголовых) – великанов-людоедов, отличающихся зверскими лицами и свирепым нравом. 

Впервые о Псеглавце упоминается в апокрифе египетского происхождения «Деяние Апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян». Согласно документу, свирепый воин из дикого племени был послан Богом в помощь Апостолам в христианизации парфян. Находясь при Святых, он принял благообразный и смиренный вид. Однако, когда Апостолам угрожали язычники или дикие звери, Господь вновь возвращал Христофору прежний ужасающий облик, силу и свирепость. 

Эта легенда была переписана английскими и немецкими авторами в ранних средневековых трактатах, но не получила в Западной Европе особого распространения.    

В других источниках внешность Святого Христофора объясняется объективным уродством, полученным в результате генетического заболевания или травмы, а также буйностью нрава до принятия им христианства и звероподобностью образа жизни (в норе или пещере). Кроме того, существует предание, согласно которому Святой от рождения был прекрасен ликом и упросил Господа избавить его от этого, дабы избегать блудных соблазнов и повышенного внимания со стороны женщин.

Икона «Мученик Христофор Псеглавец», конец XVII – начало XVIII века, Северные письма, Архангельский музей изобразительных искусств, Россия

Из жития Святого Христофора известно, что он жил в III веке, носил прозвище Рапрев (Отверженный) и служил в римском войске. Как и где он стал христианином точно не установлено. 

В католических странах распространена легенда о том, что Христофор, человек огромного роста и силы, в молодости зарабатывал на жизнь переноской людей и грузов вброд через реку. Однажды он перенес на своих плечах юного Иисуса Христа и поразился тяжести ребенка, принявшего на себя грехи всех людей мира. Позднее, услышав проповедь уже взрослого Спасителя, Христофор уверовал в него.  

Мученическую смерть Святой Христофор принял по приказу римского императора Декия, гонителя христиан. Согласно преданию, узнав о силе Христофора, Декий послал за ним отряд из своей личной гвардии, численностью 200 человек. Но святой не оказал сопротивления и кротко последовал за воинами. По дороге он рассказывал им о Христе и его посох, будучи сухим, расцвел, а хлебы, в походных сумках легионеров, преумножились. По окончании пути воины уверовали в Спасителя и были крещены Епископом Антиохии Вавилой.

После прибытия отряда в Ликию, император Декий, увидев Святого Христофора, ужаснулся и упал в обморок от страха. Затем, он долго истязал его, принуждая отречься от Христа и принести жертву языческим богам. По свидетельству святителя Амвросия Медиоланского, своим спокойствием, стойкостью перед пытками и страстной проповедью Святой Христофор обратил к истинной вере более пятидесяти тысяч язычников.    

Первые православные иконы Святого Христофора появились в Византии в Х веке, а на Руси они распространились в XVI-XVII вв. Считалось, что он защищает людей и домашний скот от эпидемий (мора). Кроме того, изображение его звериного лика прочно заняло свое место в христианском искусстве Армении, Грузии, Сирии и Египта. 

Икона «Святой Великомученик Христофор», XIII век, Византийская иконописная школа, г. Афины, Греция

На бывших византийских землях, особенно в Греции, Болгарии, и Румынии Христофора изображали также в виде человека с лошадиной, бараньей, козлиной или ослиной головой. На фресках в христианских храмах Трансильвании (покрытые лесом горы между Венгрией и Румынией) Христофор представлен в виде «кэпкэуна» – недоброго персонажа местных народных приданий, существа, пожирающего доверчивых детей и домашний скот, с человеческим лицом спереди и волчьей пастью сзади, из которой он выплевывал кости.

Иногда в Румынии Святого рисовали с человеческой головой, но с блюдом в руках, на котором лежала отрубленная звериная – символ мученической смерти.

До наших дней образы Христофора с головами пса, барана или коня сохранились в Москве (в Архангельском соборе Кремля, в нескольких музеях и старообрядческих церквях), а также в храмах и музейных собраниях Санкт-Петербурга, Ростова, Ярославля, Суздаля, Свияжска, Перми, Архангельска, Череповца и других городов.

Икона «Святой Христофор» с лошадиной головой, первая половина XVIII века, Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург, Россия

Иконы, фрески, литургическое облачение и печатные лубки с Христофором выполнялись в соответствии с официально принятым каноном. В иконописных подлинниках – инструкциях, предназначенных для иконописцев, содержались точные указания по его изображению: «…Песья голова, волосы по плечам как у девицы. Вооружен в доспехи; в правой руке крест, в левой копье; а копье у него процвело; риза – багор красен, испод – лазорь … ».  

Святой Христофор с песьим ликом мог выписываться на иконе самостоятельно или в составе  фигур, стоящих у распятия Иисуса Христа или окружающих изображение Богородицы. Существуют и посвященные ему персонально  житийные иконы с клеймами об истории его мученичества

Икона «Мученик Христофор – Псеглавец, с житием», середина XIX века, Ветковское старообрядческое направление Белорусской иконописной школы, Частное собрание, Россия

Вместе с тем в конце XVII  века образы Святого с собачьей головой были сочтены неблагопристойными. По словам Святого Дмитрия Ростовского, «Неразсуднии иконописцы об икоша нелепыя писати, якоже Св. Мученика Христофора с песиею главою, еже есть небылица». 

В 1722 году  изображения Святого Великомученика Христофора с «песиею главою» были запрещены указом Священного Синода вместе с другими противоречивыми иконами. Некоторые из них были уничтожены, а на некоторых, в соответствии с новыми требованиями, собачья голова была замазана и заменена на человеческую. Однако и после этого поклонение Псеглавцу не прекратилось.

День памяти Святого Великомученика Христофора отмечается в России, в том числе старообрядцами, 9 мая (22 мая по Григорианскому календарю). Он почитается как воплощение смирения и праведности, а также кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей.

Не угасла эта традиция и в других православных странах. 

В 2011 г. в село Журиловка в Румынии, где проживают потомки  русских старообрядцев-липован, была отправлена этнографическая и фольклористическая экспедиция. Согласно отчетам исследователей, во многих домашних иконостасах одно из почетных мест занимает образ Святого Христофора с песьим ликом. При этом Псеглавец выступает не только защитником от заразных болезней и преждевременной смерти, но, написанный с младенцем Христом на руках (как на западных изображениях), считается посредником между мирами – переносящим на тот свет душу умершего так же, как прежде «носил Христа на себе». 

Кроме того, липоване считают, что Святой Христофор, близкий к потустороннему миру, помогает людям, которые боятся умереть в одиночестве, без покаяния. Он ободряет их и исповедует.

Святой Христофор почитается, также, в католичестве и протестантских конфессиях. Его статуи с человеческой головой часто ставят на мостах, а также у входа в помещения, не только в храмах, но и административных и жилых зданиях.

Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся о защите от пандемий и эпидемий. В Италии он выступает покровителем путешественников. Здесь верят в то, что ежедневная молитва Святому спасает от смерти в автомобильных авариях.

Кроме того, он почитается как один из покровителей литовского города Вильнюс. 

Друзья, хотите узнать больше о православных иконах и истории иконописи? Получить знания, ведущие к Господу, душевному миру и покою поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы старых мастеров-иконописцев, не преподаваемые в обычных учебных заведениях, изучается истинное содержание христианских праздников и памятных дат. 

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений русских православных мастеров. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. 

Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не умеет рисовать. После наших онлайн уроков иконописи, люди, овладевают навыками, необходимыми для написания настоящей иконы. Приходите к нам учится. Просто посетите наш бесплатный вебинар.

Изучив иконопись в «Русской иконописной школе «РИШ», Вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков и близких людей. Это станет для них бесценным подарком. 

Кроме того, Вы научитесь самостоятельно отличать настоящую икону от продукции массового потребления. 

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.