Один из основных признаков Православия – особое, почтительное и исполненное благоговения отношение к иконе. В отличие от католической и протестантской традиции, где Святой образ — это просто изображение, православная икона является окном в духовный мир. 

Иконописец использует в своем творчестве обычные материалы и инструменты. Но на сотворенный им лик снисходит частица святости того, кого икона являет верующим.

Духовное соприкосновение с Господом в повседневной работе придает мастеру иконописи, осознающему то, что он делает, особые духовные черты. В первую очередь это чувство меры, нравственное самоограничение, отрешение от суетности, сосредоточенность и глубокое уважение к устоявшемуся веками канону – своду правил и художественных приемов, обязательных при создании икон.

Каноническая икона – это условный и вневременной образ без чувственного, политического или коммерческого подтекста. Соответствие канону предполагает:

  • условность изображения – выписываются не столько конкретные лица и предметы, сколько идея;
  • отсутствие признаков плотской и чувственной выразительности образов;
  • обратная перспектива – точка схода расположена не на линии горизонта в глубине иконы, а на уровне глаз стоящего перед ней человека. При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а в прямой перспективе – наоборот;
  • отсутствие внешнего источника освещения. Свет исходит от самого образа;
  • изображение единовременно – в одной композиции могут быть объединены события и персонажи разных эпох. При этом сама композиция, в большинстве случаев, статична. Движение, как и эмоции, передаются намеками – наклоном головы и фигуры, взглядом и прикосновением;
  • лица персонажей, как правило, изображаются фронтально. Даже если фигуры обращены друг к другу, лица развернуты в три четверти к человеку, смотрящему на образ.  

Отказ от линейной перспективы обосновывается тезисом о том, что икона, это не картина. Иконописец изображает то, что ни он сам, ни его окружающие не видели. Воплощение образа полностью зависит от его духовного зрения, помогающего видеть не глазами, а сердцем.

И еще, икона не может быть «современной». Святой образ вечен. Он не отражает течение времени. Он не подвержен влиянию маркетинга и научно-технического прогресса, а также связанных с ними суетливых изменений во вкусах, моде и морали.

Русский человек от природы любопытен, склонен к путешествию и познанию нового. Его восхищают величественные католические соборы Западной Европы, Египетские пирамиды, храмовые комплексы Индии, Камбоджи и Таиланда. При этом собственное историческое и культурное наследие часто представляется ему обыденным, скучным и малоинтересным.

Это касается и духовной сферы. Люди, искренне считающие себя православными христианами, зачастую, редко посещают храмы, не принимают участия в церковной жизни, не читают Евангелие и, как следствие, малограмотны во всем, что отличает истинную веру от пережитков язычества или разного рода мистических практик.

При этом среди православных растет интерес к древним славянским и скандинавским верованиям, эзотерике, шаманизму, пути Дао, Дзен-буддизму и другим учениям. Информация о них часто черпается из телевизионных шоу, и низкокачественной литературы, где легко и незаметно подменяется понятие поиска пути к Господу на понятие поиска своего внутреннего «Я». 

Псевдо икона «Радость Господа в любви», благословленная епископом Коломыйским и Черновицким Украинской Греко-католической церкви Н.Симкайло, 2012 год, автор В.Стефурак, г. Ивано-Франковск, Украина

Указанная подмена отвлекает от веры, способствует развитию эгоцентризма, необоснованной гордыни, выхолащивает духовность и приводит человека к философии потребления. 

Это позволяет под видом иконы преподносить обществу разного рода изображения, не имеющие отношения ни к иконописи, ни и православию. Иисус Христос с футбольным мячом, Богородица с Младенцем в перекрестие прицела, и другие подобные, представляют собой картины на религиозные темы, или политические плакаты и рекламные баннеры с использованием религиозной тематики. Они, в первую очередь, отражают взгляды заказчика, решают политические или коммерческие задачи, или, в лучшем случае, передают мироощущение автора. 

В указанных псевдо иконах характерно применение прямой перспективы. Изображения Иисуса Христа, Богоматери и Святых лишены условности и имеют выраженную эмоциональную окраску. Цвета и композиция теряют свое значение.

Псевдо икона «Богоматерь Африканская» Сомали

Псевдо икона «Я есть путь» Уганда

В мире существуют замечательные произведения искусства, созданные по религиозным мотивам. Но они не претендуют на роль посредника между человеком и Господом. Они ориентированы на другие человеческие чувства. Их можно созерцать, перед ними можно и нужно размышлять, ими можно любоваться, восхищаться или подвергать критике. Но обращаться через них с молитвой к Спасителю, Божьей Матери и Святым, по крайней мере, не уместно. 

Картина И.Крамского «Христос в пустыне» 1872 год, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва, Россия

Картина Н.Рериха «Христос в пустыне», 1933 год, Международный центр-музей Н.К.Рериха, г. Москва, Россия

Также недопустимо и привнесение в иконопись политических страстей. Политика разделяет людей,  а между тем Христос пришел спасти всех нас, не различая по политическим мотивам.

Псевдо икона, на которой Иисус Христос закрывает коренных австралийцев от «белых варваров»

Вместе с тем, и в православной иконописи встречаются редкие, но почитаемые и в настоящее время, изображения троерукой Богородицы, трехликой и четырехглазой Троицы, удивляющие своей необычностью не менее, чем индийский Шива. А иконы с изображением Святого Христофора с собачьей головой выглядят причудливее, чем каменные изваяния древних ацтеков. 

Икона «Святой Великомученик Христофор», XIII век, Византийская иконописная школа, г. Афины, Греция

До церковной реформы, проведенной Петром I, иконы, непривычные для современного взгляда, создавались в мастерских монастырей и украшали храмы и дома по всей России. Их распространению способствовали народные сказки, персонажи которых у простых людей не редко накладывались на библейские сюжеты.

Но уже в XVII веке многие священнослужители считали некоторые подобные изображения неблагопристойными. На Большом Московском соборе 1666-1667 гг. был введен запрет на написание, в большинстве сцен, Святого Духа в виде голубя и Бога отца в виде человека. В 1722 году указом Святейшего Синода, высшего органа государственно-церковного управления Российской Империи, многие древние иконописные сюжеты и персонажи, как и варианты их изображения,  были окончательно запрещены, уничтожены или переписаны.

Вместе с тем в России строгость законов зачастую компенсируется необязательностью их исполнения. В особенности на окраинах империи. Запрещенные иконы продолжали писать, и мы подробно рассмотрим их в следующих статьях этого цикла.

Современная Русская Православная Церковь, в данном случае, надеется на зрелость мышления и нравственных норм своих прихожан.

Друзья, хотите узнать больше о православных иконах и истории иконописи? Получить знания, ведущие к Господу, душевному миру и покою поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы старых мастеров-иконописцев, не преподаваемые в обычных учебных заведениях, изучается истинное содержание христианских праздников и памятных дат. 

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений русских православных мастеров. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. 

Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не умеет рисовать. После наших онлайн уроков иконописи, люди, овладевают навыками, необходимыми для написания настоящей иконы. Приходите к нам учится. Просто посетите наш бесплатный вебинар.

Изучив иконопись в «Русской иконописной школе «РИШ», Вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков и близких людей. Это станет для них бесценным подарком. 

Кроме того, Вы научитесь самостоятельно отличать настоящую икону от предлагаемой поп-культурой продукции массового потребления. 

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.