Православная иконопись, являясь визуальным отображением истории преображения мира на новой духовно-нравственной основе, придает в своей практике высочайшее значение каждой детали на иконе. В этой связи не случайно, что, несмотря на изначальную доброжелательность христианской проповеди, нам часто встречаются изображения оружия и воинских доспехов. Вооруженными бывают не только бесы и язычники, но и Ангелы, а также многие христианские Святые, Мученики и Благоверные князья – Александр Невский, Артемий Воин, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, Никола Можайский, Иаков Персянин и другие. 

Икона «Святой Великомученик Воин Артемий Антиохский, XVII век, г. Ярославль, Россия 

Небесный покровитель воинов и государевых людей Святой Артемий Воин – военачальник на службе у равноапостольного императора Константина IВеликого и его сына Констанция. После воцарения гонителя христиан императора Юлиана Отступника, Св. Артемий заступился за преследуемых христиан, отказался принести жертвы языческим богам и был замучен.

В данном случае оружие и латы становятся символом борьбы против тьмы и дьявольских козней. В частности латы или кольчуга – это вера, защищающая христианина, а шлем – надежда на спасение. 

Источником такой иконографии могут быть исторические обстоятельства. Многие Святые  в действительности были полководцами или простыми воинами, свершившими славные деяния за веру. Но, иногда, оружие может быть и в руках проповедников, как например на иконе «Никола Можайский» – образе Святого Николая, явившегося в небе с мечом в руке для защиты города Можайска. 

Икона «Святой Никола Можайский», XVIII век, музей Новгородского кремля,         г. Новгород, Россия 

Особенно широкое распространение икон с изображениями воинов связано с осложнением военной и политической обстановки вокруг Византии в XI-XII вв. Империя была вынуждена искать союзников, в том числе и в Киевской Руси, а простые люди – обращаться за помощью и защитой к небесным покровителям. 

Кроме икон, Святые воины-мученики в византийских, а затем и русских храмах изображаются на подкупольных столпах. Помимо прочего, это означает и то, что именно они являются основной опорой Церкви, а также главными защитниками Веры и Отечества.  

Кроме того, оружие на иконе может быть и атрибутом мученичества – Святой держит в руках предмет, лишивший его жизни, как копье и меч на изображении Иакова Персянина.

Иаков Персянин – жил в начале V века и был придворным персидских царей Издигерда и Варахрана. Будучи христианином, однажды он прельстился земными почестями и, в угоду царю, поклонился идолам. Затем, устыдившись совершенным предательством и раскаявшись, не побоялся царского гнева, открыто объявил о своем христианском вероисповедании, стойко перенес истязания и принял мученическую смерть.

Фрагмент фрески «Святой Великомученик Иаков Персянин», 1330-1340 гг. Печьский монастырь, Край Косово, Сербия

Святые воины нередко предстают на иконах всадниками, как Георгий Победоносец, поражающий змия ударом копья или Дмитрий Солунский, побеждающий язычника – болгарского царя Калояна. 

Икона «Чудо Дмитрия Солунского», конец XVII века, г. Петрозаводск, Россия

Кроме того, можно встретить и конное изображение Архангела Михаила – предводителя небесного воинства, обычно предстающего в образе ратника, вооруженного обычным или огненным мечом. Архистратиг повергает копьем сатану и трубит в рог, возвещая победу. 

Икона «Архистратиг Михаил, Грозных сил воевода», начало XVIII века, Музей русской иконы, г. Москва, Россия

В изображении Страшного суда, могут быть нарисованы огненные серафимы, состоящие из крыльев, но держащие в руках копья и лабриумы – римские военные штандарты.

Фрагмент фрески с изображением Серафима с копьями, XVI век, Греция

В сюжете об Успении Богородицы на переднем плане часто можно увидеть крадущегося злодея, тянущего руки к телу усопшей Божией Матери. Его встречает ангел и ударом меча отсекает обе кисти. Эта сцена отсылает к апокрифическому преданию о том, как  иудейский священник Афония попытался опрокинуть ложе Богоматери, но был остановлен божественным провидением.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», XV век, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей, г. Новгород, Россия 

В клеймах русских житийных икон Ветхозаветный Пророк Илия может держать в руке кинжал. Сюжет основывается на событиях, происходивших во времена господства в Израиле культа языческого бога Ваала. Вознамерившись свергнуть религию идолопоклонников, Илия совершил множество чудес и пророчеств, однако так и не сумел переубедить язычников. Тогда пророк собственноручно казнил жрецов Ваала на горе Кармель, перерезав им горла кинжалом. 

Известны также изображения, повествующие о предательстве Иуды, где ближайший ученик и сподвижник Иисуса Христа Апостол Петр отрезает кинжалом ухо рабу Малху, помогавшему схватить Спасителя.

Друзья, хотите узнать больше об истории православного искусства, таинственных и необычных иконописных сюжетах, значении надписей, символов и древнего орнамента на русских иконах? Мы ждем Вас на бесплатном вебинаре в «Русской иконописной школе РИШ». Приходите, будет интересно.   

Фрагмент фрески «Поцелуй Иуды», XII век

В иконописи иногда и сам Господь предстает в виде воина. Впервые этот образ появляется в VI веке на мозаике в г. Равенна (Италия). На ней Иисус Христос облачен в римские доспехи и плащ, заколотый драгоценной пряжкой – фибулой. На правом плече Спасителя – крест, в левой руке – книга, раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» (лат. – «Я есть путь, истина, жизнь»). Ногами Господь попирает силы зла, в данном случае – льва и змея.

Фрагмент фрески с изображением Спасителя в доспехах, начало VI  века, Архиепископская капелла, г. Равенна, Италия

В XIII-XIV вв. в Европе появляются аллегорические изображения конного рыцаря с копьем и щитом, обозначающие Иисуса, борющегося со смертными грехами. Каждая деталь его амуниции символизирует определенную духовную добродетель (к примеру, шпоры – дисциплину, а копье – терпение). В некоторых средневековых европейских текстах Спаситель отождествляется с героем рыцарского романа, спасающего свою «невесту» Церковь от разбойников.

В православном мире Христа также часто рисовали полностью вооруженным. На фреске XIV века в монастыре «Высоки Дечани» в Крае Косово (Сербия) сохранились уникальные изображения Спасителя, вооруженного мечом. Однако оружие здесь имеет только символический смысл – меч предназначен для усекновения человеческих грехов. 

Копия фрески «Иисус с мечом», XIV век, монастырь «Высоки Дечани», Сербия

Позже на основе этой фрески на Балканах возникли и иконы. В русской же иконописи представление Христа как воина существовало как минимум с середины XVI века на образе «Единородный Сыне», основанном на одноименном православном гимне, текстах литургии Иоанна Златоуста, Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) и комментариях отцов церкви. 

В центральной части композиции – Иисус Христос с развернутым свитком в руке. Над ним – Бог Отец (Саваоф). В нижней части иконы, отделенной от верхней изображением сцены «Христос во гробе», разворачивается шествие Смерти. Сын Божий, сидящий на верхней перекладине креста в доспехах и с мечом, преграждает путь смерти и разрушает ад. Архангел Михаил, в это время повергает и сковывает сатану.

Икона «Единородный Сыне», конец XVI века, Государственный русский музей, г. Санкт-Петербург, Россия

Традиция изображения Господа, Ангелов и Святых вооруженными пронизывает всю христианскую историю. Такие образы выполняли сразу две функции. Во-первых, они показывали божественных заступников готовыми защитить верующих. Во-вторых, они являлись и аллегориями: броня символизировала  добродетели, а оружие – борьбу с грехами. 

К сожалению, почитаемый образ воина иногда используется для создания так называемых псевдо икон. В частности, согласно распространившемуся уже в наше время преданию, в августе 2004 года духовнику Свято-Введенского женского монастыря Курганской епархии схиигумену Серафиму явилась Богородица, облаченная в старорусские шлем и кольчугу, и повелела написать ее новый, воинственный образ. Исполнив поручение, монах назвал новую икону «Взбранной Воеводе победительная» (поздне появился другой вариант названия – «Русская Непобедимая Победа») и написал на ней «Стой за Христа до мученического Креста».

По другой версии, один из паломников, находясь в Боголюбском монастыре Владимирской и Суздальской епархии, сфотографировал хранящийся в обители список древней иконы «Богоматерь Ченстоховская» (оригинал находится в католическом монастыре «Ясна Гора» г. Ченстохов, Польша). Однако при проявке пленки и печати снимка поверх одеяний Божьей Матери проступили доспехи и шлем. 

Примечательно, что «Богоматерь Ченстоховская» и ее обновленный образ наиболее почитаемы среди так называемых царебожников – людей, обожествляющих последнего русского царя и молящихся о даровании России нового самодержца. 

Псевдо икона «Взбранной Воеводе победительная», 2004 год

Возможно сюжет изображения Богоматери, вооруженной подобно княжеским дружинникам XI-XVI вв., позаимствован у так называемых народных картинок времен Первой мировой войны 1914-1919 гг.

Плакат «Аллегория России» 1915 год 

Современная Русская Православная Церковь в вопросе почитания подобных произведений надеется на зрелость мышления и достаточно высокий уровень нравственных норм своих прихожан.

Друзья, хотите узнать еще больше об истории иконописи и православия?  О наиболее почитаемых, а также редких и необычных иконах? 

Любопытным и неравнодушным, ищущим собственный путь к Господу, поможет «Русская иконописная школа «РИШ».  В ней бережно сохраняется и преумножается наследие старых мастеров, древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы, не преподаваемые в обычных учебных заведениях. 

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы «РИШ» потомственным профессиональным художником Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений иконописцев. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать,  шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Мы поможем разобраться в некоторых вопросах православного искусства, вызывающих сомнения. Ведь один неверно понятый образ может привести к искажению всей картины мира.

Мы обучим иконописи даже тех, кто считает, что у него нет способностей. Наличие ранее полученных навыков рисования приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите стать нашим учеником – приходите к нам на вебинар.

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.