«…Ложно понятый образ опасен. Неся в себе искаженную информацию, он ведет к  появлению ересей…»

Большой Московский Собор 1666-1667 гг.

Попытки иконописцев изобразить Святую Троицу, следуя догмату о единстве и неразделимости Бога Отца, Бога Сына – Иисуса Христа и Святого Духа, привели к появлению очень необычных икон – с тремя одинаковыми ликами.

Икона «Троица», 1729 год, Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, г. Екатеринбург, Россия

Проблема заключалась в запрете православной церкви на изображение Бога Отца ввиду того, что образ его был известен людям только по отражению в лике Иисуса Христа. 

«…Бог не имеет очертаний. Он прост. Не фантазируй на счет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай его мерой ума своего…»

Святой Василий Великий

В частности, принятые на Руси иконы, именуемые «Сопрестолие», где Бог Отец выписан рядом с Сыном на престоле в виде седовласого старца, как и иконы «Отечество», где юный Иисус сидит на коленях у Отца, решением Большого Московского Собора 1666-1667 гг. были признаны  не соответствующими канону и подлежали уничтожению. Написание Святого Духа в человеческом образе, также исключалось. Каноном допускалось его проявление исключительно в виде голубя или языка пламени.  

«…отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто не видел Его во плоти… Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть…»

Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Гл. деяний 49

Таким образом, имея возможность изображать из персонажей Троицы в человеческом образе только одного Иисуса Христа, художники, рисуя рядом три одинаковых лика Спасителя, стремились подчеркнуть полное внешнее сходство и духовную идентичность трех ипостасей Господа. 

На Руси такие иконы так и назывались –  «смесоипостасными». Хотите узнать больше об истории русской иконописи, содержании и смысле иконописных сюжетов и символов, приходите на бесплатный вебинар «Русской иконописной школы РИШ».

Изображения Трехликой Троицы широко распространились в Европе в X-XVI вв. как наглядный и наиболее доступный для понимания визуальный способ, объясняющий суть понятия христианского триединого Бога, сходного, с этой точки зрения, с многорукими, многоглавыми и многоглазыми языческими божествами. Необходимо учитывать, что дохристианские верования сохранялись в большинстве стран Европы  наряду с новой религией еще очень продолжительный период. Литва, например, приняла  христианство только на рубеже XIV-XV  вв. В этой связи важно было привлечь народ к новой вере через уже знакомые образы и  вполне вероятно, что христианские художники намеренно использовали древние образы многоголовых божеств, таких   как Триглав, Трудгельмир  и другие.

В описании древних богов и героев их чудодейственная мощь, скорость или способность знать обо всем на свете (то есть смотреть сразу во все стороны) нередко связывалась именно с большим, чем у людей числом конечностей, глаз или голов. Вместе с тем уже в XVI веке в Европе изображения Трехликой Троицы были запрещены решением Тридентского собора и повсеместно уничтожались. Запрет подтверждался в 1628 и 1745 годах. 

Несмотря на это подобные картины, фрески и гобелены еще долго можно было встретить не только в административных зданиях и замках, но и в храмах, монастырях и домашних молельнях. Значительное их количество сохранилось в виде иллюстраций к рукописям и печатным книгам. Самые древние из настенных изображений обнаружены в Северной Македонии – в росписях православного храма Святого Климента в городе Орхид (около 1295 года) и церкви Успения Богородицы в селения Матейче (около 1360 года). 

Икона «Троица», XVII век, г. Белград, Сербия

Мотивы Трехликой Троицы были принесены на Русь с Запада в  XVIII  веке и с одобрением восприняты в малограмотной крестьянской среде. Простые люди зачастую даже не вникали в суть понятия единства трех ипостасей Господа. Молитва, обращенная к невиданной трехглавой сущности, по их мнению, очевидно была более эффективной, чем к одноглавой, походящей на них самих.

Примечательно, что по сообщениям этнографов, в XIX веке в России многие крестьяне верили в Троицу, состоящую из Иисуса Христа, Святого Николая и Богородицы, а кое-где, видимо, даже встречались подобные так называемые народные иконы. 

В народных поверьях Святой Николай и Богородица выступали в качестве защитников простых людей, а также повседневных помощников в ведении хозяйства и других делах. Они почитались особенно, и молитвы, обращенные к ним, иногда считали более действенными, чем обращенные к Богу. Иногда их даже противопоставляли Богу Отцу в уверенности, что кто-то из них займет место Господа после Его смерти (!), а в крестьянском сознании Святой Николай мог и противостоять Богу: «Владыко человека лупит, а Никола видит и не отнимет». 

Изображения Трехликой Троицы  распространились настолько широко, что одну из икон преподнесли императрице Екатерине II во время ее путешествия по Волге в 1760 году. При этом императрица высказала опасение: «Опасаюсь, чтобы сие не подало поводу несмысленным иконописцам прибавить к тому еще по нескольку рук и ног, чтобы весьма соблазнительно и похоже было на китайские изображения».

После этого иконы Трехликой Троица стали запрещать, но Святейший Синод так и не выпустил соответствующего документа. Известны только указы Тобольской консистории 1748г. и 1770г., направленные против «неприличного иконописания смесоипостасного образа Святой троицы», изданные специально для Свято-Троицкого монастыря в г. Тюмень. 

Вместе с тем опасения императрицы подтвердились. В Сербском монастыре Хиландар, расположенном на Святой горе Афон, в XVIII веке появилась фреска с изображением Трехликой Троицы с шестью руками. Примечательно, что в этом же монастыре хранится и считающийся древнейшим список с иконы «Матерь Божия Троеручница».

Икона «Троица», XVIII  век, Греция

Друзья, хотите узнать еще больше об истории иконописи и православия?  О наиболее почитаемых, а также редких и необычных иконах? 

Любопытным и неравнодушным, ищущим собственный путь к Господу, поможет «Русская иконописная школа «РИШ».  В ней бережно сохраняется и преумножается наследие старых мастеров, древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы, не преподаваемые в обычных учебных заведениях. 

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы «РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать,  шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Приобретение новых знаний и восстановление душевного покоя – это лучшее вложение капитала в наше неспокойное время. Мы поможем разобраться в некоторых вопросах православного искусства, вызывающих сомнения. Ведь один неверно понятый образ, может привести к искажению всей картины мира.

Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что у него нет способностей. Наличие ранее полученных навыков рисования приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите стать нашим учеником – приходите к нам на вебинар.

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.