Великий русский иконописец Андрей Рублев в иконе «Троица», написанной в начале XV века, отразил единство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа круговым движением, создаваемым наклонами голов ангелов, контурами их одежд и отражением в них небесного голубого цвета. При этом окружность композиции дополнительно подчеркнута строгим прямоугольником трапезного стола.

Икона «Троица», первая половина XV века, Андрей Рублев, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

В византийской и русской иконописных школах значению геометричности форм и композиций придавалось огромное. Мастера старались заключать сюжеты и персонажей в идеальные круги, овалы и треугольники. Дополнительные сцены организовывались при помощи клейм – прямоугольных, круглых или овальных вставок, последовательно рассказывающих историю свершений и духовных подвигов изображаемых Святых.  

Со временем эта техника приводит к разработке новых иконографических схем, отличающихся предельным стремлением к симметрии и искусственной разбивке площади иконы на сегменты, а также заключению сюжетов и ликов в рамки.

Это уже не объединяющее движение, гармоничное и ненавязчивое, как у А.Рублева, а строгая схема организации пространства. В частности, на иконе «Апостольские проповеди», отражается та же идея единства, что и в рублевской «Троице». В данном случае это единство Церкви, основанной на апостольских деяниях. Но оно уже показано при помощи геометрически правильной замкнутой окружности. 

Икона «Апостольские проповеди», около 1668 года, Великоустюгский музей-заповедник, г. Великий Устюг, Россия

Похожим образом отражены сцены из жизни Богородицы от Благовещения до коронования на небесах на иконе «Звезда Пресветлая». Подобный способ структурирования изображения часто встречался на византийских купольных фресках, где вокруг центральных фигур Иисуса или Богородицы с Младенцем рисовались концентрические круги, в каждом из которых показывалась некая история. В них могли быть написаны ангелы, знаки зодиака, сцены из жизни святого семейства и тому подобное. 

В позднесредневековой Европе также были распространены такие изображения, к примеру, «Мадонна с розарием», где в специальных медальонах, образующих католические четки – розарий, изображались определенные сцены из Писания.

Друзья, хотите узнать больше об истории православного искусства, о необычных иконописных сюжетах, секретах старых мастеров, значении надписей и древних символов? Мы ждем Вас на бесплатном вебинаре в «Русской иконописной школе РИШ». Приходите, будет интересно.

Икона Божьей Матери «Звезда Пресветлая», 1690 г. Муромский историко-художественный  музей, г. Муром, Россия

В эпоху барокко в России и на Украине возникают аллегорические образы, использующие мотив повествования в круге, пришедший из католической иконографии. Известная русская икона 1721 года «Воскресение Христово», на которой  круглое Солнце – это еще один символ Иисуса Христа – возникает вокруг распятия. Внутри солнечного диска в специальных лучах написаны духовные стихи. 

Однако чтобы их прочитать, необходимо было разгадать загадку, связанную с правильной последовательностью чтения. Разгадка заключалась в том, что стихи в лучах нужно было читать против солнца, то есть против часовой стрелки  – таким же образом, как священники после недавних на тот момент реформ Патриарха Никона обходили храм, проводя литургию. Здесь в русскую икону проникли западные представления о способности верующего к мышлению, как о божественном даре, которым необходимо пользоваться, чтобы славить Господа. Также и прихожанин должен был задействовать свой разум, чтобы разгадать зашифрованную на иконе загадку.

На Украине во второй половине XVIII века была написана уникальная барочная икона «Часы Страстей Господних». На ней на фоне распятия изображены часы с тремя вписанными один в другой циферблатами с различными сценами из жизни Иисуса Христа. На первом изображен Бог Отец с огненным мечом, судящий умершую душу при помощи специальных весов. Справа на чаше весов лежит яблоко, которое Ева, нарушив Божий завет, сорвала с Древа познания добра и зла. Слева от Бога-Отца нарисован Иисус Христос, который ставит на весы потир со своей кровью, знаменуя искупление первородного греха. В следующем циферблате в строгом соответствии с предполагаемой хронологией Страстей Христовых расположены двенадцать сцен, от Тайной Вечери до осуждения Иисуса и начала его мучений. В третьем циферблате содержится еще двенадцать сцен, которые завершаются эпизодом положения Христа во гроб.

Фрагмент иконы «Часы Страстей Господних», вторая половина XVIII века, Национальный художественный музей Украины, г. Киев, Украина

В христианском искусстве на Западе стремление к схематизации и симметрии появилось в XVI веке в ходе долгих богословских споров между католиками и сторонниками реформации. В числе прочего, католическая церковь критиковалась за неоправданное усложнение сюжетов Священного Писания в росписи храмов и на иконах. 

В этой связи, в ходе Тридентского католического собора (1545-1563 гг.) было принято решение о необходимости изображать библейские персонажи в виде, более узнаваемом и понятным для прихожан, в том числе и не умеющих читать. Таким образом, священные изображения стали упрощаться и приводится в соответствие с требованиями симметрии. 

Одновременно, повышение числа образованных людей и развитие университетов способствовали  стремлению к упорядочиванию знаний и объединению их в виде энциклопедий. Это, в свою очередь, повлияло и на способ подачи визуального материала. 

Икона «О тебе радуется», конец XVI века, Греческий институт византийских и поствизантийских исследований, г. Венеция, Италия

На Руси новые веяния привели к появлению нового специфического типа иконы, полностью состоявшего из клейм, например – со всеми образами Богородицы, со всеми Святыми месяца или года, со всеми Святыми на Руси или, вообще, со всеми известными Святыми. 

Икона «Свод чудотворных икон Богоматери», конец XIX – начало XX века, Холуйская иконописная школа, Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия

Вместе с тенденцией к геометричности и к размещению как можно большего объема информации на одной иконе, в старообрядческой среде возникает образ так называемого Голгофского креста. Эти вырезанные по дереву кресты, изображающие гору Голгофу, место распятия Христа, применялись в качестве надгробий, а также для охраны домов от нечистой силы или как молельные образы. 

Эта традиция зародилась в конце XVI века, когда надписи и рисунки с каменных надгробий перешли на резные иконы, и, благодаря традиционному укладу жизни старообрядцев, дожила до XX века. Горка, изображаемая в центре, отмечала Голгофу, а девять куполов храма в православной традиции отсылали к девяти ангельским чинам (другое число куполов тоже имело особое значение – от одного, обозначающего единого Бога, до тридцати трех, символизирующих земные годы Христа). 

Сверху на рассматриваемой иконе вырезана молитва: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…». Однако далее идут аббревиатуры, понятные только посвященным. 

Примечательно, что буквенные сокращения не редко использовались на православной иконе для обозначения часто упоминаемых святых – Богородицы (Бца), Иисуса Христа (ИС ХС) или Бога Отца (Гдъ).  Но на Голгофских крестах аббревиатуры использовались не только для сокращения, но и шифрования. В частности в данном случае:

КХВВ означает – «Крест Христов возвещает воскресение»;

ККЦ – «Крест – красота церковная»;

КЦД – «Крест – царям держава»;

КАС – «Крест – ангелам слава»;

КВУ – «Крест – верным утешение»;

КБЯ– «Крест – бесам язва»;

КТПВ ИВТС – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твое славим (строка из тропаря Кресту)»;

ББББ ВВВВ – «Бич Божий бьет бесов, всей Вселенной возвещает веру»;

ВВВВ ДДДД – «Всем верным возвращение в рай, древу добро – досада дьяволу».

ДДДД НННН – «Древо дарует древнее достояние, нощь неведения не светла неверным»;

 ОООО КККК – «Обретенный обретатель обретен от Бога, Крест – крепость Константина в вере».

ППППТ ППППЕ – «Пою, почитаю, поклоняюся подножию Твоему, паки подает по роду поклоняющимся Ему».

МЛ РБ – «место лобное рай бысть»;

 ГА – «голова Адама»;

 К – «копье» и т.д.

Резная деревянная икона «Голгофский крест с орудиями страстей под сенью храма», XVIII век, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, г. Каргополь, Архангельской обл., Россия

Как мы видим, с Запада на Русь проникает стремление сделать икону своего рода тайным посланием или интеллектуальным упражнением. Так появляются иконы-каталоги или аббревиатуры, зная которые, можно понять смысл образа. Сочетание этих приемов с характерной для русской иконы геометричностью, позволяло мастерам создавать удивительные и поражающие своей уникальностью произведения. 

Друзья, хотите узнать больше о православных иконах и истории иконописи? Обрести мир в душе и получить знания, ведущие к Господу? 

Вам поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы старых мастеров-иконописцев, не преподаваемые в обычных учебных заведениях. 

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений русских православных мастеров. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов.  

Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не умеет рисовать. Наши онлайн уроки построены так, что человек, не державший раньше кисти в руках, быстро овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Мы поможем разобраться в некоторых вопросах православного искусства, не совсем очевидных и требующих размышления. 

Изучив иконопись в «Русской иконописной школе «РИШ», вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков и близких людей. Это станет для них бесценным подарком. 

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть вас среди своих учеников.