Икона «Лабиринт Духовный» резко выделяется из ряда других, даже не совсем обычных православных икон, настолько, что первоначально даже не воспринимается как икона. Она походит скорее на книжную иллюстрацию или настольную игру, а может на доску для своего рода гадания – испытания личного благочестия.
Если судить по определению понятия «Икона», данному в 787 году на Седьмом Вселенском соборе, то «Лабиринт Духовный» — это скорее аллегорическое изображение, носящее поучительный характер.
Подобные произведения христианского изобразительного искусства в книгах и на отдельных листах распространились в Европе, начиная с XVI века, вместе с развитием университетов и выходом религиозной литературы за стены храмов и монастырей. Они выполняли роль приложений к богословским, философским или мистическим трактатам, достаточно доходчиво поясняя их основные положения.
…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во Святых Божьих церквах, на священных сосудах, и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого, пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, а также Ангелов и всех Святых и Преподобных. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о первообразах и любви к ним и тому, чтобы чествовать их. …Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. И поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней…
Догмат об иконопочитании Трехсот семидесяти
семи Святых отцов Седьмого Вселенского Собора
Одной из возможных основ для образа «Лабиринта Духовного» могла стать книга чешского философа Яна Коменского «Лабиринт мира и рай сердца», известная в русских переводах с первой половины XVII века. В ней некий путешественник ходит по лабиринту мира, обозревая устройство сословий, наук и религий. В итоге он приходит к Иисусу Христу и духовно прозревает: отныне он видит, каким должен быть жизненный путь праведника, его беззаботную смерть и то, как происходит его восхождение в рай.
Возможно, для людей, склонных к размышлению, мысленное прохождение лабиринта было мистическим упражнением, позволяющим задуматься о бренности человеческого существования и о правильности своих решений. Человек отправлялся в путешествие и, когда доходил до конца, обнаруживал, какому греху ему следует сопротивляться сильнее всего.
Возможно, прохождение лабиринта представляло собой своеобразное развлечение. Игру. В пользу этой версии говорит значительное распространение в России, так называемых, «народных рисунков» лабиринта настольного формата, отпечатанных на бумаге.
В средневековой Европе лабиринты служили символом духовного поиска. Их часто можно обнаружить на полу или во дворе готических соборов. Например – в г. Шартр, Франция. Верующие и в настоящее время по пятницам проходят на коленях путь от края лабиринта к его центру. Двигаясь по линиям, человек быстро запутывается и когда надежда уже потеряна, оказывается, что центр рядом. Смысл церемонии – познание трудности и извилистости пути к Богу.
Уменьшенная копия подобного лабиринта есть и в России – в Федоровском соборе г. Санкт-Петербург.
Примечательно, что центральное место на «Лабиринте Духовном» занимает не образ Господа, Божьей Матери, Ангелов и Святых, а образ смертного человека, ищущего свой путь к Господу. Лабиринт, занимающий большую часть пространства, состоит из 12 концентрических окружностей, соединенных радиальными переходами.
На иконе XVIII века, хранящейся в Государственном музее религии в г. Санкт-Петербург, есть только одни ворота, ведущие через молитву и праведные поступки в Небесный Иерусалим, где чистая душа, сопровождаемая ангелом, склоняется перед Господом. Но ворот, ведущих в ад, гораздо больше. Их одиннадцать.
Огненная пасть дьявола поглощает каждого, кто идет по пути греха: обжорства, чревоугодия, сребролюбия, гнева, уныния, тщеславия, гордыни, пьянства, блуда, убийства, клеветы и зависти. Слева и справа от лабиринта изображены два варианта событий, ожидающих человека после смерти: душу либо бережно забирает на небо ангел, либо вырывает из тела демон, держащий в лапах список ее грехов.
На иконе XVIII века из Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» мы видим расширенную версию лабиринта. Изображение разделено на три уровня.
В верхнем из них находится Рай – Небесный град Иерусалим. В него ведут уже два выхода из лабиринта.
В нижней части – ад с пастью дьявола и бесами, вооруженными земным оружием – копьями, трезубцами, стрелами, а также ружьями и пушками. Но у двух ворот из двенадцати Ангелы выводят из преисподней раскаявшиеся души.
В центре изображены этапы человеческой жизни – люди, мужчина и женщина, идут по каменной лестнице. На первой ступени они еще дети. На последней – дряхлые старики, неумолимо приближающиеся к смерти. Над ними парят крылатые песочные часы, отмеряющие недолгий людской век.
Снизу от лестницы – сцены рождения и смерти, а между ними стоит сама Смерть с косой. Отсюда зритель, примеряющий на себя образ умершей души, и начинает свой мысленный путь по лабиринту.
В пространстве Рая преобладают золотые, белые и небесно-голубые тона, символизирующие божественное сияние, святость, чистоту, бесконечность неба.
Синий, зеленоватый и голубой тона пространства земной жизни передают божественное начало, юный, чистый и вечно обновляющийся мир.
Красно-багровые оттенки пространства ада демонстрируют пекло вечных мук.
Хотите узнать больше о символике цвета на русских православных иконах? Приходите на вебинар «Русской иконописной школы РИШ».
В целом, «Лабиринт Духовный» настойчиво напоминает нам о том, что земная жизнь – это место борьбы за души людей. Верующий, следующий по выбранному пути, начинает осознавать ответственность за все поступки, совершенные в жизни, и понимает неотвратимость возмездия за все свои, даже еще не совершенные, злодеяния.
Друзья, хотите узнать больше об истории иконописи и православия? О наиболее почитаемых, а также редких и необычных иконах?
Ищущим собственный путь к Господу поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается наследие старых мастеров, древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы, не преподаваемые в обычных учебных заведениях.
Основателем и руководителем «Русской иконописной школы «РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать, шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.
Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учиться. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что у него нет способностей. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите узнать стать нашим учеником – приходите к нам на вебинар.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.