В русской простонародной среде иконы, наряду со своей основной функцией – служить окном, соединяющим мир земной и небесный, зачастую играли роль персональных покровителей, а также целительниц, заступниц и помощниц в повседневных делах. 

Это способствовало появлению так называемых новых икон, выполняемых из менее дорогостоящих материалов, с упрощением образов и, иногда, с несколько вольной трактовкой иконописного канона. В отличие от византийских и русских икон древнего письма, они не пробуждали глубоких раздумий и мыслей о вечном, а предназначались для мгновенного отклика чувств. Это отразилось и в их названиях, поэтических, привлекающих внимание, и, вместе с тем, специализированных, отражающих назначение: «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Всех скорбящих радость», «Не рыдай мене Мати», «Утоли мои печали» и другие.

При этом каждая из них в отдельности могла наделяться собственными, присущими только ей свойствами. В частности, согласно поверьям, молитва перед иконой Божьей Матери в одной церкви защищала, преимущественно, от пожаров и суховея, а в церкви соседнего села – лучше всего исцеляла от горячки или способствовала получению богатого урожая.

Особое место занимали так называемые лечебные иконы.  На них часто наносили надписи, рассказывающие, от чего именно они лечат. Одним из самых популярных образов такого рода считалась икона Божией Матери «Утоли мои печали». 

Икона «Богородица «Утоли мои печали» с приписными святыми», конец XVIII века, мастера Выговских иконописных мастерских. Образ носит и другое, неофициальное  название: «Утоли болезни» – результат многочисленных исцелений, произошедших, по преданию, после молитвы перед ним. День памяти – 23 февраля по новому стилю

«…Утоли болезни многовздыхающия души моя, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши грешных скорби роазрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение…»

Глас пятого Тропаря к иконе «Богородица «Утоли Болезни»

Для достижения более значительного лечебного эффекта этот образ часто размещался на четырехчастных иконах (так называются четыре разные иконы, писанные на одной доске) вместе с сюжетами «Всем скорбящим радость», «Чудо о расслабленном», «Неупиваемая чаша», «Живоносный источник» и другими. Примечательно, что по преданию, молясь перед иконой «Утоли мои печали», можно не только избавиться от тоски и болезни, но и навести их на другого человека.

Четырехчастная икона, с избранными святыми на полях и включающая сюжеты: «Похвала Богоматери», «Нечаянная радость», «Богоматерь страстная», «Семь спящих отроков Эфесских»

С XVIII  века во многих храмах при лечебных учреждениях можно встретить необычную икону «Божья Матерь Целительница». На ней Богородица склонилась, подобно врачу, над постелью  отрока Викентия. Юноша был при смерти, но неустанно молился и был исцелен молоком явившейся ему во сне Божьей Матери. 

Икона «Богоматерь Целительница», XVIII век, храм Воскресения Христова в Сокольниках, г. Москва, Россия. День памяти – 1 октября по новому стилю

На иконе «Богородица Огневидная» лицо, руки и одежды Божьей Матери изображены в цветах ярко горящего пламени. Образ известен в Византии с середины IX века, а на Руси – с XII века. Однако по территории Российской Империи он особенно широко распространился уже в XIX веке в связи с активизацией движения старообрядцев. Красное одеяние Богородицы в данном случае символизирует  очистительный огонь и кровь Спасителя, пролитую во имя рода человеческого, а также очищение и возрождение Православной церкви. 

Икона «Богородица Огневидная со святыми», начало XIX века, старообрядческие иконописные мастерские в селении Ветка, Беларусь. День памяти иконы –  23 февраля по новому стилю

Считается, что молитва перед «Богородицей Огневидной» помогает исцелению от болезней, связанных с обострением воспалительных процессов и резким повышением температуры у больного (жаром), а также от слепоты и депрессии. Кроме того, перед иконой просят защиты от действий и мыслей недоброжелателей, о прекращении военных действий, о скорейшем восстановлении здоровья после ранений, об исцелении детей, страдающих от тяжелых болезней. Помимо этого,  «Богородице Огневидной» молились о защите от пожаров и воровства.

Примечательно, что благословлять этой иконой новобрачных запрещалось. По народному поверью, изображение Богоматери без младенца Иисуса могло стать причиной бездетности.

Помощь в избавлении от болезней ожидается и от изображений Святых. В частности, согласно преданиям, икона «Святой Антипа» избавляет от зубной боли, что отражено в молитве к Святому: «…спроси мне, болящему, исцеления от удручающия мя зубныя болезни…». Образ «Святые Фотиния и Мар» помогает от «трясучки» (лихорадки и горячки), икона «Святой Артемий» – от грыжи и ревматизма, икона «Семь спящих отроков Эфесских» – от бессонницы. Икона «Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи» считается действенным средством от головной боли.

Икона «Целебник», 1863 год, Россия 
Народная картинка «Сказание киим святым, каковые благодати исцеления от Бога даны», 1863 год, Россия

Желание обывателей защитится сразу от всех недугов привело к тому, что иконописцы начали создавать иконы, состоящие из изображений десятков Святых. Такие образа получили название «Целебники». Они снабжались специальными описаниями, так называемыми народными картинками, поясняющими, кто из святых несет ответственность за помощь в лечении той или иной болезни. Они назывались «Сказание киим святым, каковые благодати исцеления от Бога даны», ежегодно печатались в газете «Русский Вестник», рассылались по приходам и вывешивались на стенах храмов. Однако в 1866 году «Сказания», вместе с другими народными картинками, были запрещены решением Святейшего Синода.

Согласно «Целебникам», Святой Конан Исаврийский защищает от оспы, Святой Великомученник Никита Готфский – от младенческих судорог, Мина Александрийский и Лаврентий Римский – от болезней глаз, а Вонифатий Тарсийский – от запоя. Помимо этого многие Святые оказывают содействие не только в излечении недугов, но и в решении других проблем.

В частности, Святому Никите Новгородскому молятся о сохранении от пожара и молнии, Святому Великомученику Федору Тирону и Иоанну Воину – об обретении украденных вещей. Святой Илья Пророк помогает от бездорожья, Святой Николай Угодник – от потопа. Святой Георгий Победоносец защищает от «снедения зверей». Святые Зосима и Саватий Соловецкие отвечают за увеличение объема меда, получаемого от домашних пчел, а Святой Харлампий – пшеницы и вина.

Таким образом, каждый почитаемый на Руси Святой считается ответственным за избавление от какого-либо заболевания или решение конкретной проблемы. Подробнее об этом можно узнать на бесплатном вебинаре «Русской иконописной школы «РИШ».

На этом фоне, благодаря деятельности разного рода шарлатанов, были распространены, а зачастую распространяются и в настоящее время, специальные заговоры, обращенные к иконам, и магические ритуалы с их участием. В частности иконы с изображением Спасителя и Богородицы омываются чистой водой, а затем на нее наговариваются заклинания на обладание властью над кем-либо. Перед образом трех Святых исповедников Гурия, Самона и Авива проводили обряд о возвращении украденного с использованием помеченных специальными знаками просфор. 

Еще совсем недавно с икон собиралась пыль и даже соскабливалась краска, которые потом добавляли в лекарства больным, заряжали в ружья, чтобы наверняка убить зверя, клали в улей для защиты пчел от болезней и посыпали огороды в надежде на обильный урожай. Следует отметить, что подобные традиции и практики были характерны для всех социальных слоев и бывали случаи участия в них священников. 

Примечательно, что то же самое  происходило и в западном, католическом мире. Святых Косьму и Дамиана, покровителей медицины, изображали в виде хирургов, пересаживающих черную ногу белокожему пациенту. Святого Евангелиста Луку представляли в виде аптекаря, а иногда – в виде хирурга, выполняющего операцию на черепе. 

В настенной росписи одного из католических костелов изображен Ангел, выполняющий процедуру кровопускания, символизирующего отпущение грехов. Матерь Божия представлена на одном из изображений как хозяйка аптеки. Вокруг нее парят сосуды с лекарственными настоями терпения, любви и смирения, а также простыми снадобьями  – мятой и другими.

В виде аптекаря изображается и Иисус Христос.  На одной из гравюр XVI века  он выписывает Адаму и Еве рецепт лекарства от первородного греха. На других – раздает лечебные мази страждущим. Основой для этой и других аллегорий послужили евангельские сравнения веры с лекарством для грешной души. Примечательно, что один из вождей Реформации Мартин Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык прямо называет Иисуса Христа святым аптекарем.  

Алтарные панели польских костелов часто служили образцом для украинских и белорусских иконописцев. Повлияли европейские изображения Иисуса Христа аптекаря и на русские народные картинки, где возник сюжет «Аптека духовная». В нем рассказывается история Старца-монаха, входящего во «врачебницу» к Иисусу Христу, дабы тот дал «былие, врачующее от грехов». В развитие повествования, инок получает рецепт духовного снадобья, куда входят такие ингредиенты, как «корень нищеты духовной» или «капуста благодарения». Все это он должен просеять «ситом чистой совести», тереть «воздержанием», выварить «в котле послушания» и так далее, чтобы в итоге избавиться от грехов.

Западноевропейская гравюра в рукописи «Chants Royaux Sur La Conception Couronne du Puy de Rouen», датируется периодом с 1519 по 1528 год, Национальная библиотека Франции. На гравюре Иисус Христос в образе аптекаря выписывает рецепт лекарства от первородного греха Адаму и Еве 

Друзья, хотите узнать еще больше об истории иконописи и православия?  О наиболее почитаемых, а также редких и необычных иконах? 

Любопытным и неравнодушным, ищущим собственный путь к Господу, поможет «Русская иконописная школа «РИШ».  В ней бережно сохраняется и преумножается наследие старых мастеров, древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы, не преподаваемые в обычных учебных заведениях. 

Основателем и руководителем «Русской иконописной школы «РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать,  шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Приобретение новых знаний и восстановление душевного покоя – это лучшее вложение капитала в наше неспокойное время. Мы поможем разобраться в некоторых вопросах православного искусства, вызывающих сомнения. Ведь один неверно понятый образ может привести к искажению всей картины мира.

Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что у него нет способностей. Наличие ранее полученных навыков рисования приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите стать нашим учеником – приходите к нам на вебинар.

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.