В православной иконописной традиции образу Богородицы отводится исключительно важное место. Владимирская, Казанская, Тихвинская, Иверская и другие иконы Божьей Матери по праву именуются национальными святынями, заступницами и хранительницами русского народа и государства.
Особое место среди них занимает Матерь Божия Троеручица. Необычный образ с удивительной историей, появившийся в Византийской Империи в VIII веке, в период разгула иконоборчества, запрещенный в Российской Империи в XVIII веке постановлением Святейшего Синода, но почитаемый в российской глубинке, а также на Балканах и в других православных странах.
От распространенного иконописного типа «Одигитрия» (Путеводительница) «Троеручица» отличается расположением Иисуса Христа, сидящим на правой, а не на левой руке Богородицы, а также наличием еще одной руки в нижней правой части иконы. Она может быть изготовлена из серебра и являться частью оклада, но может изображаться и на самой иконе как дополнительная правая рука Богородицы.
Происхождение третьей, серебряной руки связывается с историей преподобного Иоанна Дамаскина (Дамасского), жившего в VII-VIII вв. Он происходил из знатного рода, был благочестивым христианином и занимал высокий пост при дворе правителя Арабского Халифата.
Кроме того, Иоанн был автором церковных песнопений, многочисленных богословских трактатов, в том числе трилогии «Точное изложение Православной веры», а также верным почитателем икон и защитником иконописи от гонений со стороны иконоборцев. В своих сочинениях он посмел выступить с резкой критикой государственной политики Византии, направленной, в указанный период, на полное уничтожение иконописи как явления.
Разгневанный Император Лев III Исавр оклеветал Иоанна перед Халифом и тот, поверив лживому письму, приказал отрубить своему придворному кисть правой руки и выставить ее на всеобщее обозрение.
Дождавшись захода солнца, Иоанн Дамаскин упросил Халифа отдать ему отрубленную руку для погребения. Придя домой, он положил ее перед иконой Богородицы и стал молиться, затем впал в забытие, а очнувшись, обнаружил себя исцеленным – его правая рука оказалась на своем месте.
Свершившееся чудо убедило Халифа в невиновности придворного, и он исполнил его давнюю просьбу – позволил служить в христианском храме, а затем удалиться в монастырь.
Преисполненный благодарности к Божьей Матери, Иоанн сложил прекрасный гимн в ее честь, а также изготовил из серебра и прикрепил к иконе копию отрубленной руки. Именно ее и срисовывали иконописцы. Первоначально рука изображалась серебряной и отдельно от Богородицы, но на более поздних списках они объединились в единое целое.
Примечательно, что самое древнее (около 1340 года) из дошедших до нас изображений Богоматери Троеручицы, фреска в Белой церкви селения Каран в Сербии, отличается от всех остальных тем, что Иисус восседает на правой руке Богородицы, а удвоена ее левая рука.
На Руси о необычной иконе узнали в XVI веке из рассказов посольства, вернувшегося со Святой Горы Афон, а первые списки с нее попали в страну уже в XVII веке. При этом родилась и широко распространилась легенда об афонском иконописце, написавшем образ Богоматери, на котором сама собой появилась третья рука. Он хотел убрать ее, но сам Господь повелел ему остановиться. Несмотря на то, что в Русской Православной церкви существовало строгое указание писать третью руку отдельно и серебряной, «дабы не порождать у мирян досужих мыслей», данное предание стало негласным обоснованием изображения на иконах трех «анатомических» рук.
В народной, преимущественно неграмотной среде, в попытках истолковать необычную иконографию «Троеручицы», а также ввиду непонимания простыми крестьянами многих богословских терминов, сложилось еще одно предание.
Оно повествует о том, что в праздник Преполовения Пятидесятницы (отмечаемом на 25 день после Светлого Воскресенья Христова и в народе часто именуемом «Преплавлением») на Богородицу с Иисусом Христом напали разбойники. Спасаясь от них, Она бросилась в реку и попыталась переплыть ее. Но сделать это с Младенцем в одной руке и гребя второй, было крайне трудно, и Богородица обратилась к Сыну о временном даровании ей третьей руки. После исполнения ее просьбы они благополучно достигли другого берега.
Малознакомое и непривычное для русского слуха слово «Преполовение» трансформировалось в более понятное и связанное с плаванием «Преплавление». В этот христианский праздник, обозначавшим середину («половину») времени между Пасхой и Пятидесятницей, на Руси осуществлялись (в некоторых местах до сих пор осуществляются) дохристианские, языческие обряды, связанные с водой, осадками и водоемами.
Православная церковь, в свою очередь, установила в этот день традицию крестного хода по берегам рек и озер для совершения водосвятия. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы святой водой, а крестьяне молились об избавлении от засухи и ниспослании обильного урожая.
Примечательно, что даже прославляющее икону песнопение, тропарь Богородице Троеручице, связан с крестьянской легендой. Он повествует о назначении каждой из рук: две руки символизируют заботу об Иссусе Христе, а третья – о народе. В тексте тропаря третья рука Богоматери помогает от потопления, что прямо отсылает к народным верованиям:
«…Образ бо Святыя Троицы явлеши трие руце: двема убо Сына Своего Христа Господа нашего, носиши, третиею – от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, и от потопления изымаеши…»
Народное сознание могло объяснять чудо Богородицы и через образ Святой Троицы. Троерукость воспринималась, однако, не только как символ трех ипостасей единого божества, но и как буквальное выражение существовавшего в фольклоре образа «Троицы – Богородицы». Этот труднообъяснимый и противоречивый образ вплоть до XIX века встречался в народных песнях с зачином «Благослови, Троица – Богородица».
Праздники в честь иконы Матери Божьей Троеручицы отмечаются 11 июля (28 июня по юлианскому календарю) и 25 июля (12 июля по юлианскому календарю). Перед ней обращаются к Богородице за помощью во время бедствий, изгнании с места проживания, скитаниях и других гонениях; при несправедливом обвинении; в тяжелой болезни; во время тоски, уныния отчаяния и других сложных жизненных ситуациях.
Друзья, хотите узнать больше об истории иконописи и православия? О наиболее почитаемых, а также редких и необычных иконах?
Стремящимся к обретению душевного покоя, ищущим собственный путь к Богу поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается наследие старых мастеров, древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы, не преподаваемые в обычных учебных заведениях.
Основателем и руководителем «Русской иконописной школы «РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики, даже считающие, что совсем не умеют рисовать, шаг за шагом добиваются потрясающих результатов. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.
Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учиться. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что у него нет способностей. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.
Изучив иконопись в нашей школе, Вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков и близких людей, что станет для них бесценным памятным подарком. Икона с изображением Божьей Матери во всех ее ипостасях станет украшением и защитой любого дома, любой семьи и каждого отдельного человека, будь он художником, артистом, ученым, военным, служителем закона, руководителем, бизнесменом или простым тружеником.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.