Слово «икона» греческого происхождения, в переводе с греческого языка означает образ или портрет. В период формирования раннехристианского искусства в Византии этим словом называли вообще любое изображение Спасителя, Матери Божией, Святого, Ангела, Священной Истории независимо от того было ли это скульптурное изображение или художественное и как оно было сделано.

В более поздний период словом «икона» начинают называть молельный образ, писанный на доске красками, резной, мозаичный. 

В церкви также есть различие между стенной росписью, фресками, мозаикой и иконой, написанной красками на доске. Фреска или роспись не может существовать сама по себе отдельно от стены, и поэтому входит в состав архитектуры храма. Икона, писанная на доске, есть предмет сама по себе, но по существу это одно и то же, разделяем их только мы по смыслу и употреблению. Сейчас, говоря об иконе, мы уже будем иметь в виду церковный образ, писанный на доске красками.

Святая Церковь утверждает и учит, что Священный Образ есть следствие Боговоплощения. На нем основывается сущность христианства от которого он неотделим. Несмотря на существование в Церкви некоторых течений и мнений, не признающих изображения, существует и основная линия Церкви утверждающая образ. Выражением этой основной линии является ее Предание, утверждающее о  существовании икон Спасителя еще при Его жизни, а икон Матери Божией после Пятидесятницы. Предание это свидетельствует о том, что в церкви с самого ее начала было ясное и четкое понимание значения и смысла образа, что отношение Церкви к образу осталось неизменным и вытекает из Ее учения о Боговоплощении.

Согласно этому учению, образ присущ самой сущности христианства, ибо христианство есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия явленного Богочеловеком Иисусом Христом. Если в Ветхом завете непосредственное Божественное Откровение открывалось людям в Слове, то в Новом Завете оно открывается и в Слове и в Образе, потому что Невидимый стал Видимым, а Неописуемый стал Описуемым. Теперь Бог открывается людям не только в слове через посредства пророков, но Сам является  им в лице воплотившегося Слова. Он пребывает с нами. Поэтому отличительной чертой Нового Завета является то, что в нем Слово неотделимо от Образа. 

Икона – это глубоко символическое изображение и все, что на иконе изображается: человек и его окружение, имеет духовное значение. Пространство на иконе переносит зрителя как бы вовнутрь события. Время представлено на иконе одномоментно, то есть на разных частях иконы могут быть разные события, но все они между собой связаны одним духовным сюжетом. Например, могут быть представлены несколько дней жизни Святого или несколько даже и времени его жизни и тогда это называется клейма и такие сюжеты располагаются по периметру иконы вокруг Лика Святого.  

Композиция иконы показывает нам ее неземной смысл, поэтому часто предметы второго плана бывают больше чем предметы первого плана. Золотистый фон иконы указывает на освещение события Божественным светом. Свет — одно из имён Бога. В мире Горнем, Небесном нет теней, поэтому все события на иконе освещаются Божественным светом, а не чувственным, физическим. И тогда на иконе от человеческих фигур не должно быть теней. Луч из Небесных сфер показывает нам действие Божественной Благодати. Изображение трех лучей говорит об участии всей Святой Троицы. В каждой иконе символическое решение цвета различно и подчеркивается другими предметами иконы. И тогда нужно смотреть на принятую символику цвета, композицию и смысл иконы.

Сияние в форме  круга вокруг головы — это Святость и называется это нимбом. Нимб показывает нам Нетварный Божественный  Свет. Иногда вокруг Господа или Матери Божией сияние бывает овальным. Называется такое сияние «мандорла»  и это способ передать сияние Господа, Матери Божией, восславить. Отсюда и название “Христос во славе”.  

Предметы, изображаемые на  иконе, тоже имеют символическое значение. Дуб на иконе Святой Троицы это дерево жизни, собственно, Маврийский дуб.

Дом — это символ Божественного домостроительства, Райской обители. Гора — символ  духовного восхождения. Цветок анемона — символ печали. Красный крест — символ мученичества. Золотой венец — символ победы, нравственной, духовной. Посох у ангела — символ посланничества. Юноша с трубой — это ветер на иконе Страшного Суда. Копье в руках у воина — символ победы добра над злом. Указующий перст десницы  Божией  —  это Промысл Божий. Лестница — символ духовного восхождения. Лоза — символ Христа и Церкви. Виноград — символ Евхаристии. Символы Священного Писания — золотой крест, якорь, фонарь, — это Вера Надежда Любовь. Книга — это Евангелие, книга жизни, книга мудрости.  Золотой подсвечник —  символ Святого Духа, рок — символ крепости. Громовые стрелы — символ гнева Божия. Голубица с веточкой, наоборот, символ милосердия  Божия. 

Еще на иконе могут быть символы местонахождения. Если событие изображается перед храмом или перед зданием, у которого отнята передняя стена, это говорит, о том что  события происходят внутри. События перед пещерой показывают, что события происходят в пещере. Два-три дерева символизируют лес.

Иногда на иконах мы видим фигуру человека, его одежду, которые прописаны очень четко. А здание изображено на наш взгляд странно: окна, двери где-то не там где нужно, какого-то странного, размера. Это говорит о том, что архитектурное сооружение на иконе  — это единственный предмет с помощью которого можно показать, что все, что здесь  происходит, не принадлежит земной жизни, а все это из другого мира и другого понимания. То есть все проходящие перед нами на иконе вне системы земного бытия. Правая и левая  сторона указывает на праведность и на греховность.

Символ Приснодевства Матери Божией — это три звезды на ее мафории, верхней женской одежды. Складки на одежде могут быть изображены статичными или как бы в движении. 

Положение фигур на иконе тоже очень  важно. Икона —  это молитвенный образ общения. Святой обращен к нам всегда лицом, потому что мы с ним общаемся, но редко бывает в три четверти. А если это образ объясняющий нам по смыслу икону,  то как правило этот образ не для молитвы и изображается в профиль. Например, пастухи или волхвы на иконе Рождества Христова.

Особыми средствами передается движение духа. Оно передается положением рук, наклоном головы, фигуры, также складками одежды. Большое значение придается глазам. В них сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа, вся сила победы духа над плотью. Изображение больших глаз показывает нам проникновение в тайны Божии, высокий лоб — символ мудрости, глубокомыслия. Тонкие губы — аскетизм, длинные тонкие пальцы — символ  нестяжательства, духовное благородство. Наклон головы — внимание в своем сердце гласу Божию, наклон  фигуры — смирение, послушание Богу. Одежда на иконе часто позволяет подчеркнуть статус Святого. Если это шуба или пурпурная мантия, то это признак князя, плащ — символ воина, белый гиматий (тоже верхняя одежда) —  символ мученичества. Ангелы обычно изображаются в царских одеждах, показывая что они служат Господу. Бесы наоборот, изображаются обнаженными, они совлечены всякой благодати.

Святые на иконах могут изображаться с символами позволяющими их персонифицировать. Например, преподобный Сергий изображается часто с храмом,  показывающим основанный им монастырь, преподобный Серафим Саровский со свитком молитвы, преподобный Андрей Рублев  изображается с иконой Святой Троицы, праведный Ной с ковчегом, пророк Моисей со скрижалями Завета.

Какие бывают иконы

Когда мы подходим к храму, первое, что бросается в глаза — это иконы. Образы и изображения, рассказывающие о жизни Христа, апостолов, святых. Надвратные иконы, располагающиеся над входом в храм или в монастырь, первыми встречают верующих.

Иконы храмовые располагаются в так называемом местном ряду на иконостасе. То есть справа от Царских врат изображается икона Спасителя, слева — Матери Божией. А справа от иконы Спасителя изображается икона того святого или события, в честь которого освящен храм. Храмовый образ богаче и сложнее. 

Вечные истины отражены не только в росписях стен или храмовых иконах, но также и в аналое, который стоит посреди храма. Аналой — это высокая подставка или столик, куда кладут икону святого или праздника. Когда верующий заходит в храм, то сразу направляется к аналою и по аналойной иконе узнает, какой праздник или какого святого вспоминает Церковь. 

Выносные иконы предназначены для обнесения храма во время свершения Крестного хода. Эти иконы больше по размеру и имеют изображения с двух сторон: образ Божьей Матери и Николая Святителя. Выносная икона Божьей Матери считается символом покровительства и божественного заступничества.

Икона Запрестольная которая находится за Престолом в  алтаре, как правило с левой части, и выносится на Крестный ход.

Бывает икона Мироточивая, которая мироточит. Икона Чудотворная, от которой засвидетельствованы чудеса подтвержденные веками в Церкви. Личная,  семейная икона, которая является семейной реликвией. Ее хранят и передают из поколения в поколение. Икона нательная — образок который мы можем носить. 

Все вышеперечисленное относится к каноническим иконам. Но очень важный момент еще в том, что икона обязательно должна быть поименована, она должна быть подписана. 

Здесь как раз мы имеем подтверждение Слова и Образа. Совместимости, неотделимости слова от образа, потому что слова которые написаны на иконе — это Святые слова. Тогда что же такое не каноническая икона? Не каноническая икона — эта икона, которая, например, не имеет надписи или нимба вокруг головы Святого. Такое к сожалению часто можно встретить в сельской местности, когда иконописец, допустим,  писал икону на заказ. Сейчас появляются образы очень чувственные, то есть когда лицо изображено не так аскетично: высокий лоб, тонкие губы. А изображено очень портретно, очень фотографически. И если строго говорить, то их можно отнести к не каноническим.