Во второе воскресенье Великого поста Святая Православная Церковь чтит память удивительного святого – святителя Григория Паламы́. Чем же прославился Григорий Палама, и почему мы вспоминаем его именно в дни Великого поста? Святитель Григорий не только достиг святости своей жизнью, своими монашескими и святительскими трудами, но и оставил высочайшее по значению для нашей христианской жизни и спасения учение о нетварном божественном свете. Давайте сейчас узнаем, как проходил жизненный путь святого, в чем главный смысл его учения о Божественных энергиях и как нетварный свет изображается на иконах.

Жизненный путь святителя Григория 

Святитель Григорий Палама родился в 1296 г. в Константинополе в богатой аристократической семье. Его отец Константин Палама, приближенный к императору влиятельный сенатор, скончался рано, в 1301 г., и император Андроник II взял Григория под свое личное покровительство. В императорском дворце юный Григорий сдружился с наследником престола, будущим императором Андроником III, который впоследствии оказывал святителю всяческую поддержку.

Получив блестящее образование, Григорий Палама, однако, не пошел по пути карьеры. Гораздо больше его привлекала духовная жизнь, чему, несомненно, способствовало общение в годы учебы со святогорскими монахами. В результате, будучи в возрасте 18-20 лет, Григорий отправился на святую гору Афон, желая посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Причем перед этим он сумел убедить и свою мать, родных и некоторых слуг также отречься от мира и поступить в константинопольские монастыри.

После двух лет послушания в одном из Афонских монастырей Григорий принял монашеский постриг. Духовные подвиги святой проходил в разных монастырях, в том числе в пустыне Глоссия, откуда промыслом Божиим ок. 1325 г. был приведен в г. Фессалоники (современный г. Салоники в Греции). Здесь Григорий был рукоположен в священнический сан.

Иеромонах Григорий продолжил свой пустыннический подвиг сначала на горе недалеко от Веррии, а затем на Святой горе Афон в пустыне святого Саввы.

Учение Григория Паламы

В 1335 г., когда были возобновлены дискуссии с латинянами, отец Григорий впервые столкнулся с Варлаамом Калабрийским – ученым православным монахом родом из Южной Италии, на тот момент находящимся в Константинополе. Уже тогда в их взглядах существовали разногласия.

А в 1337 г. Варлаам, ознакомившись с трудами монахов-исихастов, достигших «священного безмолвия», начал писать обличительные трактаты. Исихасты писали о возможности видеть во время сердечной молитвы божественный свет. Варлаам же, не имея такого опыта, поскольку не достиг еще чистой молитвы, заявлял, что все это бесовские видения. Он нападал не только на самих монахов, но и критиковал некоторые сочинения святых отцов. Варлаам даже подал жалобы на монахов-исихастов в Синод и патриарху Константинопольскому Иоанну Калеке. И хотя патриарх отверг эти жалобы, Варлаам продолжил свои нападки на исихастов.

В чем же состояла суть этого спора?

Исихасты утверждали, что в Боге различаются сущность и энергии. И если Божественная сущность для нас незрима и непознаваема, то Божественные энергии при достижении глубокого очищения сердца и чистой молитвы могут стать зримыми. Более того, человек может соединиться с Богом именно в Его энергиях, в то время как существом соединиться с Господом невозможно. Исихасты сами испытывали все это, зрили нетварный свет и делились своим опытом в письменных трудах.

Варлаам же категорически отрицал эти факты и утверждал, что Бога увидеть нельзя никаким способом – ни по существу, ни в Божественном свете. 

Он считал Фаворский свет тварным, а не исходящим от Божества, и критиковал практику Иисусовой молитвы. Также Варлаам утверждал, что соединиться с Господом совершенно невозможно. Это утверждение напрямую противоречило главной надежде всех христиан – соединиться с Богом в Царстве Небесном. 

Отец Григорий встал на защиту исихастов. Он попытался образумить Варлаама в личной беседе в Фессалониках, а также написал три трактата, которые вошли в труд под названием «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Однако Варлаам продолжал упорствовать в своем заблуждении и писать свои трактаты, стараясь распространить свое еретическое учение как можно шире. 

Итогом этих споров стал собранный 10 июня 1341г. в Константинополе Собор, на котором Григорий Палама изложил свое видение данного вопроса. Собор признал верным учение Григория, а идеи Варлаама объявлены еретическими, хотя анафема Варлааму произнесена не была. Также на Соборе был принят томос — официальный церковный документ по особо важным вопросам церковного устройства, который запрещал любые обсуждения – письменные или устные – спорных церковных вопросов.

После Собора Варлаам все равно продолжал нападать на Григория. Но когда понял безуспешность своих попыток, уехал в Италию, перешел в католицизм и был поставлен папой Римским епископом в Джераче в родной Калабрии.

Вскоре умер император Андроник III, и начались политические нестроения, в которые было втянуто высшее духовенство и сам патриарх Иоанн Калека. Григорий Палама, не желая в этом участвовать, удалился в монастырь.

В течение 1341-1342 гг. Григорий Палама написал несколько трактатов, объясняющих и защищающих учение о Божественных энергиях. Тем самым он нарушил положение томоса, что позволило патриарху Иоанну Калеке начать гонение на отца Григория и даже заточить его в темнице и отлучить от Церкви в 1344 г.

Но в 1347 г. патриарх попал в опалу у императора, и состоявшийся в этот год Собор низложил его с патриаршего престола. На этом Соборе были сняты все обвинения с Григория Паламы и осуждены его противники. Новый патриарх Исидор рукоположил отца Григория в епископский сан и назначил его митрополитом в Фессалоники. Но в течение нескольких лет не мог служить на своей кафедре из-за неспокойной и опасной обстановки в тех местах. 

Однако сторонники идей Варлаама еще остались и подняли новое гонение на свт. Григория. Созванный в 1351 г. очередной Собор подтвердил православность и истинность взглядов свт. Григория Паламы и окончательно утвердил догматическое учение о различии в Боге сущности и энергий и о нетварном происхождении Божественного света.

В этот же год свт. Григорий, следуя в Константинополь, попал в плен к туркам, где пробыл несколько месяцев. Вернулся на свою кафедру святитель в 1355 г. и служил там до своей блаженной кончины 14 ноября 1357 г. Он еще при жизни прославился чудесами исцелений. Свт. Григория Палама был причислен к лику святых менее, чем через 10 лет — в 1368 г. 

Как Божественный свет изображается на иконах?

Икона, являясь отражением горнего мира в зримых образах, непременно содержит в себе и образ Божественного света. Главная идея исихазма – духовное, на уровне энергий, единение человека с Богом – передается через каждый элемент иконы.

Символом Фаворского сияния, пронизывающего все мироздание, в иконе является прежде всего золото: золотой фон, золотые нимбы, золотой ассист на одеждах. И если фон на иконе не всегда бывает золотым, то нимбы, которые являются изображением нетварного сияния вокруг голов святых, всегда окрашиваются либо золотом, либо имитирующей золото краской – желтой, желто-охристой или красной. 

Также изображение нетварного света мы видим на иконах в виде мандорлы – овального или круглого ореола вокруг фигуры Спасителя, например, на иконах Преображения Господня. Именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн сподобились первыми увидеть Божественный свет, окружавший Христа и преобразивший даже Его одежды, сделав их белыми.

sveticony

На лики иконописцы наносят белые штрихи или выбеленные пятна. И это не только и не столько художественный прием выделения самых светлых мест лика, сколько символическое изображение исходящего от Христа, Богородицы или святого внутреннего нетварного сияния.

 

Таким образом получается, что изображение на иконе не освещается извне, из мира материального, а буквально пронизана светом Божественным, который изливается через икону в наш мир.

«Русская Иконописная Школа» желает вам с большой пользой для души провести Великий пост. Чтобы в период поста регулярно напитываться духовной пищей, узнавать больше о Православии, церковной культуре и иконописи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал https://t.me/elena_icon