Герасим Иорданский подвижник и аскет, который ежегодно повторял подвиг Христа, постившегося сорок дней в пустыне. В Великий пост преподобный Герасим Иорданский не ел ничего до самой Пасхи. Он жил праведной жизнью, в которой есть удивительная, трогательная история, передающаяся из уст в уста. Преподобный Герасим Иорданский в постоянных подвигах достиг такого смирения и кротости, что ему служил царь зверей. Икона Герасима Иорданского пишется по традиции, на которую повлияла эта самая история из жития святого праведника. 

День памяти преподобного Герасима Иорданского Церковь празднует 17 марта. 

Чем же преподобный Герасим Иорданский угодил Богу, почему святого Герасима изображают на иконах со львом, и за какую помощь его называют “святым Экспрессом”,  читайте в этом материале “Русской Иконописной Школы”.

Житие святого праведного Герасима Иорданского

Святой Герасим Иорданский родился в богатой семье в Ликии, что находилась в Малой Азии. Но с юных лет он держал себя в строгости и воспитывал в себе ощущение Божественного присутствия. В молодом возрасте он отказался от богатого имущества, принял монашеский постриг и ушел в египетскую пустыню, чтобы испытать на себе отшельническую жизнь. Через какое-то время он вернулся в Ликию, оттуда ушел в Палестину, а потом в Иорданскую пустыню. 

Недалеко от реки Иордан километрах в шести от Иерусалима Герасим основал монастырь. В обители он установил строгие правила. Мужчины, желающие подвизаться у него в обители, сначала проходили испытания постом, послушаниями и долгими молитвами. Тем, кто выдержал искус, он давал отшельнические кельи в пустыни, которые представляли из себя обычные пещеры.

Монастырь, основанный прп. Герасимом в V веке

Пять дней в неделю иноки каждый в своей келье занимались плетением корзин и молитвой, питались сухим хлебом, кореньями и водой. А по субботам и воскресеньям приходили в монастырь на Божественную литургию. После причастия, покушав вареной пищи и немного вина, пополнив запасы хлеба и сдав настоятелю свою работу, все снова расходились по своим уединенным кельям, которые были разбросаны по пустыне. Во время Великого поста в этом монастыре была традиция уходить для молитвы в пустыню до самой Пасхи.

Отец Герасим был примером подвижнической жизни для иноков обители, которых собралось возле него к тому времени около семидесяти. Весь Великий пост он не вкушал пищу, а только причащался Святых Даров. Чтобы перенять такой образ служения Богу, к отцу Герасиму пришел юный инок Кириак. Старец Герасим испытал его на послушаниях и, видя искреннее стремление и воздержание юноши, полюбил его и принял к себе в ученики. Кириака к нему отправил преподобный Евфимий Великий, который ранее помог самому отцу Герасиму освободиться от искушения ереси. В те времена быстро распространялось лжеучение о том, что во Христе только одно естество – Божеское. И преподобный Герасим тоже был подвергнут влиянию этой ереси. Но, напитавшись поучениями преподобного Евфимия, Герасим раскаялся и вновь обратился в истинную веру.   

Однажды преподобному Герасиму было видение, как Ангелы Божии возносят на небо душу преподобного Евфимия. Тогда он вместе с Кириаком пришел в обитель Евфимия, где праведник уже скончался. Похоронив тело своего учителя они вернулись к себе в кельи. 

Во время Великого поста на четыредесятницу святой Герасим, а с ним и Кириак уходили далеко в пустыню Рува. В этой пустыне прежде подвизался преподобный Евфимий. Вместе с блаженным своим учеником Кириаком они находились там в безмолвии до Вербного воскресенья. 

Святой Герасим умер в 475 году. Он прославлен в лике преподобных, потому как молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу. 

В чем помогает святой Герасим Иорданский

Игумен и священнослужители Иорданского монастыря, основанного прп. Герасимом в V веке и до сих пор действующего, рассказывают множество историй о чудесах по молитвам к святому. 

Благодаря молитвенным обращениям к преподобному многим людям удалось исцелиться от болезней, найти украденные вещи, обрести мир в душе. За быстроту помощи греки зовут преподобного Герасима «святым Экспрессом».

Божьего угодника просят:

  • о придании физических и моральных сил при попадании в тяжелые жизненные ситуации;
  • об указании истинного пути;
  • о помощи при выборе своего предназначения.

Многие христиане обращаются к святому с просьбами об исцелении больных домашних животных.

На примере прп. Герасима можно учиться усмирять желания плоти и взращивать духовные плоды. Верующие обращаются к нему с молитвами и просят укрепить их духовно, послать стойкость и защитить от лукавого. Искреннее обращение к святому угоднику, способно совершать чудеса и полностью изменять жизнь человека.

Иконы святого преподобного Герасима

Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 — 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

В памятниках Византийского искусства преподобного Герасима чаще можно увидеть старцем с остроконечной длинной седой бородой прядями. В одной руке у него свиток, который означает мудрость, данную святому от Бога. Вторая рука изображена со сложенными для благословения пальцами.

Позже появляются иконы, связанные с житийными сюжетами. Один сюжет его жития напоминает нам об Адаме до его грехопадения: исцеленный святым Герасимом лев стал служить ему, словно домашнее животное. А в руководстве по иконографии XVIII века относительно изображения преподобного Герасима на иконах указано: «…лев под ногами его вохрян, Герасим рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие».

Святой Герасим Иорданский. Икона. Средняя Русь. Конец XVII–начало XVIII в. Из собрания Государственного музея-заповедника «Коломенское» в Москве.

На этой русской иконе, написанной темперой на доске, изображен эпизод исцеления льва преподобным Герасимом. На дальнем плане еще два сюжета из жития: преподобный Зосима показывает льву гроб усопшего, и лев умирает на могиле святого. В верхней части иконы изображен монастырь преподобного Герасима Иорданского, а на полях написаны пояснения на сюжеты иконы. 

Встречаются иконы с сюжетами жития святого, а также иконы на которых изображены еще одни участники истории со львом: ослик и верблюд.

История со львом отца Герасима

Саму историю со львом отца Герасима предлагаем вам из книги греческого инока Иоанна Мосха. Вместе со своим учеником Софронием, будущим патрипрхом Иерусалимским, в VI — начале VII вв. они посещали обители Востока. Впечатления и собранные с любовью сведения о подвижниках они заботливо записали в книгу «Луг Духовный» (Лимонарь или «Синайский патерик»). Туда же попала и история преподобного Герасима.

«Жизнь аввы Герасима». Из книги «Луг Духовный».

“Примерно в миле от святой реки Иордан расположена лавра, зовущаяся лаврой святого аввы Герасима. Когда мы пришли в эту лавру, живущие там отцы рассказали нам об этом святом, что однажды, когда он шел по берегу святого Иордана, ему повстречался лев, который громко рыкал из–за того, что у него болела лапа. Он занозил лапу, и от этого она у него распухла и гноилась. Завидев старца, лев подошел и протянул ему больную лапу, в которой был терн; он плакал на свой лад и просил у старца помощи. А старец, увидев льва в такой беде, сел на землю, взял его лапу и, разрезав, вытащил занозу и выдавил много гною, затем тщательно промыл рану, обвязал ее тряпицей и отпустил зверя. А исцеленный лев уже не уходил от старца, но, как верный ученик, сопровождал его всюду, куда бы тот ни шел, так что старец дивился такой признательности его. И с тех пор авва Герасим стал кормить льва, давая ему хлеб и моченые бобы.

В лавре держали осла, чтобы возить на нем воду для братии. Ведь монахи пьют воду из святого Иордана, а от лавры до реки целая миля. Отцы обыкновенно поручали льву пасти осла на берегу святого Иордана. Однажды, когда лев пас его, осел далеко отошел от него. А тут из Аравии приходят погонщики верблюдов; увидев осла, они угоняют его по пути восвояси. Лев, не уследив за ослом, вернулся в лавру к авве Герасиму очень опечаленным и угрюмым; авва решил, что лев съел осла, и говорит ему: «Где осел?». А тот, как человек, молча стоял, опустив голову. Старец говорит ему: «Ты съел осла? Благословен Господь. Все, что делал осел, отныне будешь делать ты». И вот с той поры на льва по велению старца навьючивали короб с четырьмя кувшинами, и он возил воду.

Преподобный Герасим Иорданский, с житием. Вторая половина XIX в.

Однажды на молитву к старцу пришел воин, и, увидев, что лев возит воду, и, узнав причину этого, пожалел его. И вот он вынул три номисмы, и отдал старцам, чтобы они купили для этих нужд осла, а льва освободили от его повинности. Вскоре после того как лев был освобожден от доставки воды, погонщик верблюдов, который увел осла, снова пришел, чтобы в святом граде продать хлеб; захватил он с собой и угнанного осла. Переправившись через святой Иордан, он опять повстречал того льва. Увидев его, погонщик оставил своих верблюдов и убежал. Лев же узнал осла, бросился к нему и, как обычно, взяв в зубы его узду, угнал осла и вместе с ним трех верблюдов; с радостными криками, потому что нашел потерянного осла, лев пришел к старцу. Ведь старец думал, что лев съел осла. Тогда старец Герасим понял, что лев был неправо оклеветан. Он дал льву имя — Иордан. Вместе со старцем лев прожил в лавре пять лет, будучи всегда неразлучен с ним.

Когда же авва Герасим отошел к господу и был схоронен отцами, льва по устроению божию на тот раз не оказалось в лавре. Вскоре он вернулся и стал искать старца. Ученик старца и авва Савватий, увидев льва, говорят ему: «Иордан, старец наш оставил нас сиротами и отошел к господу, на вот поешь». Лев не захотел есть, но непрестанно обращал глаза то в одну, то в другую сторону, чтобы найти своего старца, громко кричал и не мог примириться с его кончиной. Авва Савватий и остальные отцы, глядя на льва и трепля его по спине, говорили ему: «Старец отошел к господу и оставил нас». Говоря так, они не могли утишить его криков и стенаний, но чем более, как им казалось, они врачевали и ободряли его словами, тем сильнее и сильнее лев продолжал плакать, тем громче становилось его надгробное рыдание, и голосом, обликом и глазами он показывал свою печаль о том, что не видит старца. Тогда авва Савватий говорит ему: «Ну, пойдем со мной, если не веришь нам, и я покажу тебе, где лежит наш старец». И, взяв льва, он привел его туда, где они похоронили старца. Могила была в полумиле от церкви. Когда они остановились над могилой аввы Герасима, авва Савватий говорит льву: «Вот старец наш». И авва Савватий преклонил колена. Лев, увидев, как авва высказывает свою печаль, стал, стеная, сильно биться головой оземь и испустил дух тут же у могилы старца.

Это произошло не потому, что лев был наделен разумной душой, но потому, что Бог пожелал прославить тех, кто прославил его, не только при их жизни, но и после смерти их и показать, каково было повиновение животных Адаму до того, как он преступил заповедь божию и был лишен райского блаженства”. 

Из книги «Луг Духовный».

Хотите узнать больше о православных праздниках и святых, о христианском искусстве и иконописи? Ищете путь к Господу, душевному миру и покою? Присоединяйтесь к сообществу «Русской Иконописной Школы» в Телеграме. Здесь бережно сохраняется и приумножается древний язык христианских символов, раскрываются тайны библейских сюжетов и профессиональные секреты старых мастеров-иконописцев, а также проводятся интенсивы-практикумы, на которых вы можете прикоснуться собственными руками к иконописному мастерству. https://t.me/elena_icon