Любая икона Пресвятой Богородицы занимает особое место в жизни православного человека. В начале XX века чудесным образом явила себя Державная икона Божией Матери. Обычная крестьянка исполнила повеление Богородицы найти ее Образ. И в России с тех пор появилась новая Святыня. Давайте сегодня поговорим об истории этой иконы, ее иконографии и значении.
История «Державной» иконы
Икона Божией Матери Державная была обретена 2 марта 1917 года, по новому стилю — 15 марта. Это произошло в тот самый день, когда Император Николай II отрекся от своего престола.
Икона была найдена в селе Коломенском, находившемся тогда под Москвой. Крестьянке Евдокии Адриановой, которая жила в деревне Перерва, неподалеку от Коломенского, являлась во сне Сама Богородица. И она ясно слышала назидательные слова о том, что в Коломенском есть большая старая икона, и что ее нужно взять и сделать «красной» — то есть восстановить, чтобы люди молились. Евдокия во сне также увидела образ храма, похожий на церковь, находившуюся в том самом селе.
После произошедших видений Евдокия Адрианова отправилась в Коломенское. Она рассказала обо всем настоятелю Вознесенского храма отцу Николаю Лихачеву. И начались поиски — вначале осмотрели храмовые иконы, но в них Евдокия не узнала тот Образ. После долгих попыток найти икону обнаружили ее, наконец, в подвале среди старых досок. Это была большая почерневшая икона, на которой практически ничего не было видно. Икону очистили от пыли и грязи — и стало видно изображение Божией Матери на троне с Младенцем Христом на коленях. Сразу после обретения перед иконой отслужили молебен.
Молва о чудесном обретении иконы быстро разошлась. Вначале к ней потянулись с просьбами о благодатной помощи жители самого села, а затем — и богомольцы из Москвы и других городов и деревень. А в Сергиевских листках, — русском зарубежном журнале, выходившем с 1928 по 1939 годы в Париже, сохранилось описание того, как прибыла икона Державная в Марфо-Мариинскую обитель и ее торжественно встречала преподобномученица Елисавета Феодоровна вместе с другими сестрами. Икону, как чудотворную, стали возить по разным местам — в том числе по фабрикам и заводам для того, чтобы люди могли приложиться к ней. Оставалась она в Вознесенском храме только по воскресным и выходным дням.
Почему же эта икона долгое время была неизвестна? Дело в том, что до 1812 года она находилась в Москве, в Вознесенском женском монастыре. Икону Державную спрятали в селе Коломенском от наполеоновского разграбления, и, скорее всего, просто забыли о ней. И Пресвятая Богородица в переломное для России время напомнила о Себе народу, который лишился земного царя и так нуждался в Небесном покровительстве.
В дальнейшем были составлены при участии святейшего Патриарха Тихона служба и акафист в честь иконы Божией Матери Державной. Это хвалебно-благодарственное пение получило название «Акафист акафистов», потому что складывалось оно уже на основе всех имеющихся на тот момент акафистов.
Сейчас икона Божией Матери Державная находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда ее вернули 27 июля 1990 года. Во время гонений из Вознесенского храма ее перенесли в церковь Георгия Победоносца, затем в советское время она попала в запасники Государственного Исторического музея на Красной площади. Потом, некоторое время Образ стоял в алтаре домовой церкви издательского дома при Московском Патриархате, до возвращения в Коломенское.
Иконография и значение «Державной» Божией Матери
Образ принадлежит к иконографическому типу «Панахранта» и в переводе с греческого означает «Всенепорочная, Пречистая». Этот тип очень близок другому широко известному типу — «Одигитрии», где Пречистая Богородица изображается вместе с Богомладенцем.
По оценкам исследователей образ был написан не раньше XVIII века, и обновлен после его обретения в мастерской московского Алексеевского монастыря. Именно с него стали делаться списки, которые распространялись потом по всем храмам.
«Державная » икона имеет иконостасную, овальную форму — с закругленными в верхней ее части краями. На иконе мы видим восседающую на троне Богородицу, на коленях у Нее сидит Младенец Иисус Христос. Рука Богомладенца распростерта и сложена в благословляющем жесте.
В одной руке Богородица держит скипетр с Крестом на конце, а в другой — державу, на Ее главу одета корона, на плечах — красная мантия или порфира. Все эти предметы являются знаками царской власти. И Богородица здесь имеет царственный вид, лик при этом у Нее строгий. Ведь Она принимает на Себя заботу о России. Священник Дмитрий Смирнов говорил в своей проповеди: «…Господь показал нам, что власть над Россией никаким большевикам не принадлежит, что власть эта в руках Божиих и, если отрекается от нее добровольно Государь Император, власть эта переходит в руки Матери Божией. Матерь Божия является Царицей России, Она является вершительницей судеб наших с вами и судеб Церкви Российской». И через Свое изображение на иконе Пресвятая Богородица показала, что именно Она и те Высшие Силы, которые с Ней станут опорой для всех людей, которые смогут сохранить веру в Бога.
Молитва перед иконой «Державной»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.
Как и во время невзгод, случившихся в нашей стране в начале XX века, так и сейчас мы можем обращаться со своими молитвами об установлении мира к Образу Пресвятой Богородицы Державной. И можем прибегнуть к еще одному действенному способу молитвы — к написанию иконы Богородицы. Ведь создание иконы — это долгая молитва в красках. Создать неповторимый образ, написать собственными руками икону вы можете в «Русской Иконописной Школе».
Если вам интересны темы творчества и православия, ищете способ полезного времяпровождения, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал! Там вы узнаете про онлайн-школу иконописи, получите много новой и интересной информации о православии, христианском искусстве и иконописи.