Новый год по церковному календарю называется по другому «Начало индикта» или «церковное новолетие» и отмечается 14 сентября по новому стилю. В этот день совершается Богослужение и благодарственный молебен на начало нового года. Давайте вместе рассмотрим особенности этого летоисчисления и коснемся понятия «новолетие».
Церковный год православного христианина
Церковный год начинается 1/14 сентября.
Первый большой праздник нового года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Ежегодная жизнь православного христианина проходит во временных границах, обозначенных этими двумя важнейшими в Церкви событиями. Это время наполнено глубоким содержанием и смыслом.
Каждый год Церковь, как вехами, обозначает путь человека через малые и большие праздники и многодневные посты.
Великие и двунадесятые праздники года:
— Рождество Богородицы (8/21 сентября),
— Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября),
— Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября),
— Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря),
— Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
— Обрезание Господне (1/14 января),
— Крещение Господне (6/19 января),
— Сретение (2/15 февраля),
— Благовещение (25 марта / 7 апреля),
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),
— Воскресение Христово (Пасха),
— Вознесение Господне,
— Пятидесятница (Святая Троица),
— Рождество пророка Иоанна Крестителя (24 июня / 7 июля),
— память апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля),
— Преображение Господне (6/19 августа),
— Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Еще больше информации о праздниках и традициях православной культуры в Клубе «Русской Иконописной Школы»
Многодневные посты: Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января. Великий пост меняется каждый год в датах, но всегда составляет 40 дней, плюс Страстная седмица. Петров пост начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, так как он зависит от дня празднования Пасхи. Успенский пост длится с 14 по 28 августа.
Церковное новолетие совпадает с Рождением Приснодевы и символически каждый православный человек рождается вместе с Ней. Господь дарует следующий год для трудов над своим спасением, стяжания добродетелей, духовного возрастания, очищения от греховных помыслов и дел.
Новолетие и символическое преображение человека
Новый год, когда бы его не встречали, подразумевает под собой начало чего-то нового. Традиционно принято отмечать мирские праздники в память об исторических событиях, каких-либо особых дат в жизни страны, семьи.
Православное христианство смотрит на весь годичный цикл относительно церковных праздников и событий, наполненных глубоким смыслом. Они имеют большую значимость, повествуя о земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Особо также почитаются дни памяти святых подвижников Божиих.
Цикличность происходящих в мире явлений свойственна и природе и человеку. В контексте Православия — новый год — возможность, которую дарит нам Сам Господь Бог для того, чтобы начать жизнь как бы сначала. Каждый цикл может быть новым этапом личностного роста и преобразования. Для каждого человека желание обновления придает значимости грядущему году.
Церковь из года в год встречает новолетие, благословляет и освящает всех. В Евангелии можно узнать о том, как Господь в родном Ему Назарете, проповедуя в синагоге, прочел отрывок из пророчества Исайи об исцелении «сокрушенных сердцем, освобождении пленных, прозрении слепых» (Лк 4:18). Тем самым подразумевая пришествие Спасителя мира. И здесь заложен глубокий смысл — наступление кардинально нового времени, абсолютно иной эпохи.
Становится понятно, что началось время Царствования и Правления Самого Господа. Своим присутствием Он наполнил истиной, смыслом и правдой весь созданный Им мир.
«Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4:21).
Посредством Божией силы происходят перемены в сознании и «помыслах сердца» каждого человека.
Как говорит Господь: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21).
Церковь подразумевает под собой Царство, где все христиане уподобляются единству своей жизни вместе с Богом. Новое Царство уже наступило и мы призваны к жизни в нем. Поэтому празднуя Новолетие, а по другому оно называется началом Индикта, мы как бы зримо сопричастны этому самому Новому Царству с Господом нашим Иисусом Христом. А православный календарь, который начинается с Новолетия, связывает человека с Богом посредством постоянных богослужений и молитвословий по тому или иному церковному празднику.
Историческая справка
Индикт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»).
Изначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок продуктовых припасов правительству. До конца неизвестно происхождение индикционного цикла. При императоре-гонителе Диоклетиане (284–305 г.), который кардинально реформировал систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению времени по индиктам.
Император Константин Великий официально ввел в обиход этот счет времени (в 312-313 г.). Датировка лет по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до ее распада (1806 год) и до сих пор используется в некоторых календарных системах.
«Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми»
Бикерман Э. Хронология древнего мира.
С новым годом!
Господь с нами, Господь с вами, Господь посреди нас!
Узнать больше о праздниках, иконах, традициях Православия можно в телеграмм канале «Русской Иконописной Школы» по ссылке https://t.me/elena_icon