В наследство нам досталась великая сокровищница, в недрах которой хранятся веками создаваемые творения. Особое место в ней занимают иконы, признанные к тому же и истинными произведениями христианского искусства. Через икону доносится до верующих смысл христианских истин и религиозных сюжетов. Изобразительное искусство помогло воплотить Слово Божие в иконе.
«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».
Нил Синайский (IV в.)
Под Покровом Благодатного Неба
Икона Богородицы «Благодатное небо» была привезена из Литвы зимой 1390 года будущей женой великого русского князя Василия Дмитриевича Софией, дочерью Витовта, как родительское благословение..
Спустя три столетия по привезенной Софией иконе царскими иконописцами Оружейной палаты при создании нового иконостаса Московского Архангельского собора Кремля был выполнен список этой православной святыни. С той поры икона Богородицы находится в соборе по левую сторону от царских врат и является одной из наиболее известных и почитаемых в России.
На иконе Архангельского собора Богоматерь изображена в полный рост и окутана солнечным свечением (мандорлой), на левой руке у нее Богомладенец. В левой руке он держит закрытое Евангелие, правой благословляет. И у Богородицы, и у Христа на головах надеты короны.
Прототип иконографического сюжета с изображением Богоматери и Младенца в полный рост и ореоле золотого сияния, появился в средневековой Германии. Редкий иконописный образ «Благодатное небо» является иллюстрацией Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…»(Откр. 12:1,5)
Апокалиптический образ Богородицы с младенцем «Благодатное небо» воплощен на гравюрах, в скульптурных композициях, в иллюстрациях к рукописным книгам. На русскую землю образ, судя по всему, пришел в XVII веке.
Образ Богородицы еще не раз вдохновлял живописцев на творчество: в конце XIX века великий русский мастер Виктор Васнецов создал фреску с изображением Богоматери с младенцем на руках над алтарем Владимирского собора в Киеве. Творение это стало особой страницей в русской иконографии.
Списки чудотворного образа Богоматери с Христом на руках создаются и нашими современниками для храмов и монастырей.
Существует множество свидетельств чудесных исцелений и помощи православным христианам, которые произошли после искренней молитвы перед этим святым образом. У иконы «Благодатное небо» мы просим Господа об исцелении физических недугов, обращаемся в поисках защиты и утешения. Празднование чудотворной иконы совершается 19 марта.
Традиция писать иконы насчитывает века. Иконопись была развита во всех православных национальных культурах, но нигде так, как на русской земле, не достигала размаха. У нас известны великие иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, Михаил Нестеров. Эти мастера увековечили свои имена, оставив потомкам росписи, фрески, иконы-портреты, которые навечно останутся символами уважения к христианской православной традиции.
У каждого из нас есть возможность освоить иконописное мастерство и погрузиться в процесс, полный искренней молитвы и общения с Господом с Богом через написание святого образа.
Хотите научиться искусству иконописи? Ждем вас на бесплатном вебинаре «Как написать икону за 11 шагов»