В Православной Церкви иконы пользуются особым почитанием. Почитание икон – не просто благочестивая традиция, это догмат. Он был провозглашен на Седьмом Вселенском соборе в 787 году. 

Что нужно знать об иконе? Почитание икон не имеет ничего общего с идолопоклонством и не является нарушением заповеди Закона Моисеева «Не делай себе кумира» (Исх. 20:4). Эта заповедь была направлена против поклонения ложным богам, поскольку древним людям было свойственно обожествлять животных, предметы быта или природные силы. Христиане же поклоняются единому истинному Богу.

Невидимый Бог не должен изображаться на иконах. Иконы Бога Отца, встречающиеся в некоторых храмах, не соответствуют православному иконописному канону. Появление таких икон – достаточно поздний феномен, связанный с влиянием на православную традицию западной католической живописи. Согласно православному вероучению, на иконах может изображаться только то, что было явлено людям в видимом облике. Когда невидимый Бог стал видимым и явился людям в лице Иисуса Христа, тогда и стало возможным изображать Его на иконах. 

По словам Отцов Церкви, честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Верующие молятся перед иконами, совершают перед ними поклоны, целуют их. При этом знаки почтения воздаются не доске с красками, а тому, кто на ней изображен.

Каждая икона написана в соответствии с каноном – суммой правил, остающихся незыблемыми на протяжении столетий. Иконы могут очень существенно отличаться одна от другой по стилю, но отличием всех икон от других живописных произведений является то, что они написаны по канону. 

Икона – не портрет. Она не претендует на точную передачу внешнего облика человека. Мы не знаем, как выглядели древние святые, но у нас есть фотографии людей, которых Церковь прославила в недавнем прошлом. Сравнение фотографии святого с его иконой наглядно демонстрирует стремление иконописца сохранить лишь самые общие характерные особенности внешности святого.

На иконе он узнаваем, однако он иной, его черты утонченны и облагорожены. Икона являет человека в его преображенном, обóженом состоянии. 

По своему назначению икона литургична, она является неотъемлемой частью литургического пространства – храма,  и непременным участником богослужения. Каждой иконе, как правило, соответствует тот или иной церковный праздник, включая дни памяти святых. 

Икона несет в себе глубокое нравственное содержание. Так, например, образ Пресвятой Троицы служит напоминанием о том духовном единстве, к которому призваны все члены Церкви. Икона Богоматери с Младенцем напоминает о призвании женщины к материнству, а образ Успения Пресвятой Богородицы указывает на то, что в христианстве смерть воспринимается как переход вечную жизнь, где Сам Христос ожидает уверовавших в Него.

Иконы Иисуса Христа могут быть разных типов. Так, например, на иконе «Спас Вседержитель» Иисус изображен с Евангелием в руках. На Иконе «Спас Эммануил» Он изображается юношей с кудрявыми волосами. На иконе «Спас в Силах» Он представлен сидящим на престоле в окружении ангелов – херувимов и серафимов. Иконы Богородицы также бывают разных типов, в том числе с Младенцем и без Него. Кроме того, эти иконы различаются по месту происхождения и почитания. Известны иконы Божией Матери «Владимирская», «Смоленская», «Костромская», «Иверская», «Федоровская» и многие, многие другие.

Ангел на иконе изображается в виде юноши с крыльями. Некоторые ангельские чины представлены в иконописной традиции особым образом:  Херувимы с многими очами, Серафимы с шестью крыльями. Святые на иконах изображаются в соответствии с определенными правилами. Так, например, святители изображаются в епископском облачении, мученики с крестом в руках, преподобные в монашеской одежде, пророки со свитками в руках. На одной иконе может быть изображено несколько святых. 

Некоторые иконы называют чудотворными – это те, от которых произошли чудеса и исцеления. С некоторыми иконами связывают победы в битвах, спасения от опасности. 

Иконы пишутся главным образом для храмов, но и в своих домах верующие имеют иконы, которые должны размещаться в подобающем месте – в «красном углу» или на стенах, где они хорошо видны. Икона – не предмет декора. Ее вешают на стену, чтобы перед ней молиться. И если вы будете регулярно молиться перед своими домашними иконами, они сами многому вас научат. И, прежде всего, они приоткроют перед вами тайну того горнего мира, из которого на нас через них, словно через окна, смотрят Господь Иисус Христос, Богородица, ангелы и святые.