Русская Иконописная школа

Почему за Православием закрепилось иконопочитание? Какое место в духовной жизни православного человека занимает икона? Кому мы молимся? На эти и другие темы размышлял руководитель отдела по делам молодёжи Самарской епархии, настоятель храма св. мц. Татианы при Самарском государственном техническом университете, иеромонах Герасим (Вертей).

   Мероприятие организовано в рамках III Международного фестиваля христианского искусства «Окно в мир».

Хвалите Господа с небес.
Вторая четверть XVII в. Из церкви Спаса на Городу
в Ярославле.

«Не делай себе кумира…»

 Оппоненты православных христиан, причисляющие иконопочитание к идолопоклонству, опираются на Священное Писание, а именно, на 20-ю главу Книги «Исход», где сказано:

      Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысяч родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои. 

          На первый взгляд, в вырванных из контекста строках и правда содержится запрет на «делать изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу». Но отрицающие иконы забывают, что Священное Писание содержит описание иерусалимского Храма, построенного по прямому указанию Божиему. В освящённом и благодатью наполненном месте имелись изображения херувимов, что живут «на небе вверху» и деревьев, цветов, фруктов и пальм, что растут «на земле внизу». А изображение медного змея, «что в воде ниже земли», стало реликвией Ковчега Завета.

        В чём же тогда смысл запрета? На изображении других богов. Коим поклонялись язычники. Солнцу, звёздам, Луне – «вверху». И пресмыкающимся, гадам, разным животным – «внизу». Библия запрещает поклоняться этим существам. Необходимо понимать и разницу между священным изображением, и тем, что зовётся идолом. Идол – ничто. И никакая духовная реальность, кроме бесов, за ним не стоит.

Торжество Православия. XIV в. Британский музей, Лондон.

Православие равно иконопочитание

       Икона для православных христиан – это святое изображение. Не божество и не вместилище божества. А беспристрастное видение духовной реальности. Мы не молимся иконе и не поклоняемся материалу, из которого она сделана, или же таланту художника. А молимся перед иконой тому, кто на ней изображён. Помолиться Господу Богу и помолиться иконе с изображением Христа – не одно и то же. И это следует понимать, чтобы из самой же иконы не сделать кумира и не впасть в прелесть.

     Взирающие на икону должны быть побуждаемы к воспоминаниям об изображённых. Сердцем, молитвенно предстать перед Изображённым и восславить Господа Бога.

   Но до сих пор даже среди воцерковлённых людей встречаются рассуждения, какой иконе молиться лучше всего. Любой. Не икона, а вера в Бога оберегает, помогает, защищает и придаёт силы.

   И, наконец, главный вопрос. Можно ли быть православным христианином и не почитать иконы? Нет. Православие предполагает иконопочитание. Почитание икон – обязательное догматическое учение православной церкви. Об этом свидетельствует Орос VII Вселенского собора об иконопочитании – главный итоговый богословский документ.

   Таким образом, Библия придаёт особую значимость иконопочитанию. И это ни в коем разе не противоречит слову Божию, наоборот, направлено на прославление Бога и Его Святых.

   Публикация подготовлена по видеозаписи выступления иероманаха Герасима (Вертея). Полную версией лекции по теме «Библейские основания иконопочитания» смотрите на видео